Глава 3
Политико-правовая идеология
рабовладельческой аристократии
и ранних христиан в Древнем Риме

Дальнейшее развитие политико-правовых идей получило развитие в Древнем Риме. В его истории выделяют три периода:

Политико-правовые учения Древнего Рима имели многообщего с политическими учениями Древней Греции, это определялось как однотипностью социально-экономических отношений, так и глубокой преемственностью их культур.

В целом политико-правовая мысль Древнего Рима находилась в русле древнегреческой. Римляне в своих работах опирались на достижения греческих мыслителей и приспосабливали их к своим условиям. Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключалась в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества.

Можно выделить три момента, которые наиболее ярко высвечивают особенности выработки римской политико-правовой мысли.

1. В Риме возникла крупная земельная собственность (латифундии) и произошла концентрация богатства, чего не было в Греции. Эти процессы сопровождались углублением социальных антагонизмов, поставивших латифундистов перед необходимостью усилить правовую защиту имущественных отношений. В результате возрастает интерес к правовым средствам закрепления своего господства, складывается представление о том, что государство служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права.

45

Результатом стало обособление юриспруденции в самостоятельную отрасль знаний, со временем приобретшую статус источник права. Римские юристы обосновывают институт и нормы действующего права, детально прорабатывают статус свободных и рабов, классификацию имущественных сделок, порядок наследования и др. Раб получает определение как вещь, "говорящее оружие".

2. Изменилась политическая теория, отражавшая перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда республиканская форма правления была заменена фактически монархическим режимом.

Правящая верхушка отказалась от политических идеалов полисной аристократии. Стали доминировать идеи особой роли Рима, его мирового владычества, концепция неограниченной императорской власти, государственного культа императора.

3. Значительное влияние на идеологию римского общества оказали стоики. Мистические стороны и пессимизм их учения, бессилие человека перед судьбой, необходимость подчиниться мировому разуму усиливались в период кризиса рабовладельческого строя. Многие идеи стоицизма были востребованы христианством, зародившимся среди социальных низов империи.

Христианская религия постепенно утратила свой первоначальный бунтарский дух, а с 324 г. была возведена в ранг официальной религии Римского государства.

Основные политико-правовые идеи Древнего Рима изложены в учениях Цицерона, римских юристов и ранних христиан.

46