3.1. Учение Цицерона
о государстве и праве

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до н.э.) - знаменитый оратор, государственный деятель и писатель из сословия всадников. Виднейший идеолог римской аристократии в период Республики.

В роду Туллиев никто не занимал высших государственных должностей, и потому, когда Цицерон достиг поста консула, представители знати называли его презрительно выскочкой, новым человеком (homo novus). Еще в детстве он показал блестящие способности в учении и отличался такой поразительной понятливостью и

46

Цицерон
Цицерон

памятью, что родители его товарищей приходили в школу посмотреть "на это маленькое чудо". В жизни он всем был обязан лишь себе, своему ораторскому дару.

Впервые выступил с речами в 81 - 80 гг. до н.э. при Сулле на стороне оппозиции; первый большой успех принесло ему участие в 70 г. до н.э. в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь Цицерон произнес в 66 г. до н.э. в поддержку Г. Помпея. Вершина успехов Цицерона - консульство в 63 г. до н.э. (раскрытие им заговора Катилины, ведущая роль в сенате, "вождь сената").

С образованием первого триумвирата (60 до н.э., Цезарь, Помпеи, Красе) влияние Цицерона падает, в 58 - 57 гг. до н.э. ему даже пришлось удалиться в изгнание, затем (против собственной воли) поддерживать Помпея и Цезаря; после их разрыва Цицерон пытался во время гражданской войны (49 - 47 до н.э.) выступить примирителем; с победой Цезаря отошел от политики. Лишь после убийства Цезаря (44 до н.э.), преодолев колебания, вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - "филиппик" против Марка Антония. В 43 г. до н.э., когда сенат потерпел поражение в борьбе со вторым триумвиратом (Антоний, Октавиан Август, Лепид), имя Цицерона было занесено в проскрипционные списки. Погиб Цицерон в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа.

Из сочинений Цицерона сохранилось 58 речей (политических и судебных), 19 трактатов по риторике и политике и свыше 800 писем - важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка, источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме. Вопросам государства и права посвящены его работы "О государстве" и "О законах". "

О государстве".
"Народное
установление"

Цицерон исходит из общих для сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. Гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство послужила "не столько

47

их слабость, сколько так сказать, врожденная потребность жить вместе".

Но государство (respublica) Цицерон определяет не только как естественный организм, но и как искусственное образование, как дело, достояние народа (res populi), "народное установление". Под народом понимается "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов". Следовательно, право выступает основой государства, а само государство - не только моральное, но и правовое сообщество.

Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи правового государства.

Целью государства является охрана имущественных интересов граждан. Охрана собственности - одна из причин его образования. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризовал как осквернение и нарушение справедливости и права.

Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, поиску "наилучшей" формы.

В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Все эти формы не совершенны и если бы предстоял выбор среди них, предпочтительнее - царская, а на последнем месте - демократия.

Однако царская власть чревата произволом и легко вырождается в тиранию, власть оптиматов превращается в господство клики богатых и знатных, демократия ведет к произволу толпы, к ее тирании.

Эти уродливые виды властвования уже не являются формами государства, поскольку в таких случаях оно отсутствует вовсе, поскольку отсутствуют общие интересы, общее дело и общеобязательное для всех право.

Предотвратить подобное вырождение государственности можно лишь в условиях наилучшего, смешанного вида государственного устройства. Политический идеал Цицерона - аристократическая сенатская республика, поддерживаемая "согласием сословий", "единомыслием всех сословий", сочетающая начала монархии (власть консулов), аристократии (правление сената) и демократии (народное собрание и власть трибунов).

Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно

48

быть сведущим в учениях о государстве и "владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив". Это должен быть "первый человек в республике", "умиротворитель", блюститель и попечитель" в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Цицерон считал себя.

Говоря о народе в своем определении государства, Цицерон имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, всех трудящихся он причислял к числу презренных людей. С такими людьми у достойных граждан не может быть никаких общих интересов (трактат "Об обязанностях").

Естественно, что это касалось и рабов. Рабство обусловлено самой природой, которая дарует "лучшим людям владычество над слабыми". К рабам, полагал Цицерон, следует относиться как к наемникам. Такой подход к определению рабства - заметный шаг вперед в сравнении с рабом как "говорящим оружием".

Правовая теория.
"Право не создается
из бесправия"

Правовая теория Цицерона базировалась на апелляции к природе, к ее разуму и законам. В основе права лежит присущая природе справедливость. Природе присущи разум и определенный порядок. Именно это ее духовное свойство и является подлинным источником и носителем естественного права.

Естественное право,

истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей... отменить его невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем.

Бог - создатель, судья, автор закона.

Основной принцип естественного права - справедливость, "она воздает каждому свое". Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность.

Естественное право (высший, истинный закон), по Цицерону, возникло "раньше, чем какой бы то ни было писаный закон". Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (писаные законы, политические учреждения) соответствовали справедливости и праву. Законы, принимаемые в государстве, должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Для укрепления божественного авторитета закон должен

49

иметь преамбулу (введение). При этом "под действие закона должны подпадать все".

Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы.

Писаное право Цицерон делит на частное и публичное. Так называемое международное право (право народов) трактуется им как часть положительного права разных народов и как часть естественного права международного права (т.е. как международное естественное право). Он был сторонником соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую войну, которая "не была возвещена и объявлена".

Наследие Цицерона в области государства и права оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру и юридическую науку.

50