3.3. Политико-правовые идеи
раннего христианства

Христианство возникло в I в. в Римской империи. В его истории выделяют два периода: "апостольская церковь" (примерно I - II вв.) и "епископальная церковь" (со второй половины II в.).

"Апостольская
церковь"

Главный источник политико-правовых идей христиан - Новый Завет, созданный в первые века нашей эры. Он состоит из четырех Евангелий (греч. благоюстие): от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, "Деяний апостолов", 21 послания апостолов и Откровения Иоанна Богослова, более известного под греческим названием "Апокалипсис" (греч. откровение).

Апостол Петр (средневековая деревянная скульптура)
Апостол Петр
(средневековая
деревянная скульптура)

В раннехристианской литературе, прежде всего в "Апокалипсисе", осуждались рабовладельческий Рим ("царство дьявола", "дьявольский мир зла и насилия"), римские императоры ("зверь - антихрист Нерон" - гонитель христиан), цари, вельможи, богатые, купцы. Это была реакция на глубокую неудовлетворенность состоянием общества, что особо остро ощущалось на периферии Римской империи, среди колонизованных покоренных народов. Иисус призывает отрешиться от всех ценностей этого общества - от власти, богатства, наслаждений, славы и обещает взамен спасение души. В его проповеди

54

Проповедь Павла в Афинах
Проповедь Павла в Афинах

аскетизма, смирения содержалось скрытое осуждение действительности, признания ее порочной, несправедливой.

Христиане мечтали об уничтожении Рима ("великой блудницы вавилонской"), ждали пришествия мессии, Христа, который сокрушит царство зла, повергнет угнетателей в "геенну огненную". После чего установится "тысячелетнее царство", где трудящиеся "не будут уже ни алкать, ни жаждать"

В ожидании мессии проповедовались смирение и непротивление злу насилием, хотя в христианских произведениях и высказывались идеи о вооруженных отрядах христиан, их схватках с римлянами

Особое внимание в этот период уделялось обустройству христианских общин. Общины организовывались на демократических началах не было духовенства, предметов культа, обрядов. Имущество принадлежало общине, существовали общественные трапезы. Связь между общинами поддерживали проповедники (апостолы), не имевшие привилегий Христиане стремились освободиться от зла в общинах, было провозглашено равенство всех верующих, преодолена идея богоизбранности отдельных народов.

Таким образом, в основе политико-правовых идей ранних христиан лежит право, понимаемое как правда, справедливость, непосредственно идущая от бога. Через акт спасения правда открывается человеку в "святом благовествовании" в виде "закона совершенного, закона свободы". Правда и свобода составляют содержание божественного закона, предписанного людям. Его необходимость вызвана тем, что "человек слаб", впадает в грех и нуждается в спасении

< ... > И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь Сих двенадцать послал Иисус и заповедовал имя, говоря проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха Ибо трудящийся достоин пропитания А входя в дом его, приветствуйте его, говоря "мир дому сему"

Евангелие от Матфея

55

Итак, ядром идеального правопорядка должны быть правда и закон свободы.

В христианском учении они конкретизируются в виде заповедей, выражающих некоторые общечеловеческие ценности, нормы нравственности и справедливости: не убий, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого, "почитай один другого выше себя", "не о себе только каждый заботься, но каждый о других". А в юридической области правда и закон свободы конкретизируются в принципах равенства ("нет ни эллина, ни иудея"), эквивалента (равным за равное), обязательности труда и распределения по труду ("если кто не хочет трудиться, тот и не ешь"). В Новом Завете содержится осуждение богатых, частной собственности, провозглашается общность имущества, так как богатство - корень всех зол, причина порчи человека. Реализация этих идей заложена в христианских общинах, ко II в. возникших во всей Римской империи.

"Епископальная
церковь"

К концу II в. в христианские общины стали приходить выходцы из имущих слоев. Это привело к изменению социального состава, организационных принципов и идеологии общин. Начался епископальный период в истории христианской церкви. Среди верующих зарождается разочарование в скором приходе мессии, верх берет направление, где упор делается на мистические стороны учения.

Складывается оторванный от массы верующих церковный аппарат и церковная иерархия. Руководство общинами переходит в руки епископов, дьяконов, образовавших клир (духовенство). Епископы назначались из состоятельных людей. Епископы общин установили между собой прочные связи, возникла вселенская церковь. "Вне церкви нет спасения", "без епископа нет церкви".

Духовенство присвоило монопольное право проповедовать и толковать христианское учение, разработало систему обрядов, служб, догм. Общие трапезы были заменены причащением, апостолы - слугами епископов, равенство верующих - противоположностью клира и мирян.

С начала III в. все большую роль играет апологетика. В результате церковь от осуждения императорской власти перешла к культу императора. Одновременно она настойчиво призывала подчиняться властям. Стремление церкви к союзу с императорской властью завершилось в 313 г. признанием императором Константином христианства равноправной, а в 324 г. - господствующей религией.

56

Эволюция христианства сопровождалась борьбой церкви с ересями (греч. hairesis - отбор, учение, школа, секта). В основе ересей лежали общие с церковью христианские догмы, но понимавшие их в отличие от клира буквально. Наиболее видными еретиками в начальный период христианства были монтанисты, гностики и др. Они широко использовали апелляцию к текстам Священного писания, утверждали, что общественное неравенство противоречит божественному закону справедливости. В их общинах сохранялись первоначальные порядки. Епископы в борьбе с еретиками объединялись с государством, призывали императоров жестоко подавлять эти движения.

57