61

Глава 4
Европа и исламский мир
в эпоху Средневековья

С падением Рима (476 г.) завершается период истории Древнего мира и начинается история Средних веков. К IX - X вв. Западная Европа распалась на множество мелких феодальных государств, фактически не зависимых от центральной власти. Сложилась феодальная структура общества, где каждое сословие имело права (привилегии) в строгом соответствии с иерархией.

Особое место занимала католическая церковь, организованная по феодальному образцу со строгой иерархией и возглавляемая на монархических началах папой. Ей принадлежало около трети земель, у нее были свои суды, вооруженные силы, каноническое право. Духовенство относилось к привилегированному сословию.

Будучи мощной экономически и политически, обладая монопольным правом на толкование господствующей идеологии, идеологии христианства, церковь выступала единственной силой, объединяющей западноевропейский мир.

Господство религии и церкви в духовной сфере обусловило то обстоятельство, что политико-правовая идеология выступала в религиозном облачении. Идейной основой политико-правовых доктрин были религиозные представления, тексты Священного Писания, догмы официального вероучения. В силу этого проблемы государства и права обсуждались лишь в процессе борьбы за власть между духовенством и светскими феодалами.

Католическая церковь, опираясь на теократические теории, притязала на решающее участие в политической власти. В обоснование использовались доводы Августина Аврелия, теории "нравственного закона" и "двух мечей", "солнца и луны", различные фальшивки ("Дарения Константина", "Лжеисидоровы декреталии").

62

Императоры и короли, обосновывая свою независимость от церкви в светских делах, ссылались на тексты Священного Писания о богоустановленности власти ("существующие власти богом установлены"), по-своему толковали "теорию двух мечей". Самым острым вопросом был вопрос об инвес-туре - праве назначать епископов.

С теоретической поддержкой светской власти выступали средневековые юристы (легисты) - глоссаторы (преподаватели в XI - XII вв. в Болонье римского права). Глоссаторы утверждали, что народ передал всю власть императорам, власть которых неограниченна и наследственна. Ссылаясь на законы Римской империи, легисты полагали, что главным источником права являются законы, установленные светской властью (императорами, королями, городами), В ответ церковь запретила духовенству изучать римское право и преподавание его в Парижском университете.

В противовес глоссаторам в XII в. была создана школа канон истов. Естественное право они отождествляли с божественным законом (изложен в священных книгах), а единственным источником человеческого права считали обычай. Борьба пап римских и императоров иногда принимала острые формы, но против движения народных масс и еретиков их усилия объединялись.

63