4.1. Политико-правовое учение
Фомы Аквинского

Попытку политико-правового обоснования феодализма предпринял крупнейший идеолог католицизма доминиканский монах Фома Аквинский, Аквинат (1225/6 - 1274). Вслед за своим учителем Альбертом фон Болыитедтом, прозванным за невероятные познания Великим, он первым из средневековых философов Западной Европы широко использовал труды Аристотеля.

Аристотель "появился" в средневековой Европе благодаря арабам. В завоеванных у Византии землях арабы нашли прекрасные библиотеки с трудами античных философов. Особенно привлек их внимание Аристотель. Самым знаменитым последователем великого грека был Ибн Рушд (XII в., латинизированное имя Аверроэс). Слава ученого была так велика, что возникла поговорка: "Аристотель

63

Фома Аквинский
Фома Аквинский

объяснил природу, а Аверроэс объяснил Аристотеля".

Но Аристотель был язычником. Задачу "примирения Аристотеля с Христом" решили Альберт Великий и Фома Аквинский. Именно доминиканский монах, взяв у Аристотеля идею об "активной форме", дающей жизнь "пассивной материи", создал стройную систему построения мира на принципе иерархии форм (от бога - чистого разума к духовному миру и от него - к материальному), где высшие формы дают жизнь низшим.

Во главе всей иерархии (земли и неба) стоит бог. Духовный мир возглавляется папой (наместник бога). Так же организовано и общество, где поданные подчиняются царям, рабы - господам.

Законы

Особое место в доктрине Аквината занимают законы. Закон он понимает как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него. Он делит законы на естественные, положительные, человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают путь достижения "небесного блаженства"). Из их сочетания выводит четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный.

Вечный закон (божественный естественный) - "сам божественный разум, управляющий миром"; он лежит в основе всего мирового порядка.

Естественный закон (человеческий естественный) - отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода.

Человеческий закон (человеческий положительный) - действующее феодальное право, выражающее требования естественного закона, подкрепленное принуждением. Закон необходим потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, могут творить зло и для обеспечения естественного закона их необходимо принудить силой и страхом наказания.

Божественный (откровенный) закон - это Библия.

64

Суть этой концепции сводится к тому, что предписания человеческого (действующего, феодального) закона вытекают из воли и разума бога, а потому нарушение его не только влечет наказание, но и является грехом.

Два последних закона не должны противоречить естественному закону. До Фомы Аквинского сословное неравенство объяснялось "установлением природы" и "необходимостью досуга" (Аристотель), "правом народов" (римские юристы), "грехом" (Августин Блаженный). Аквинат обосновывал феодальные привилегии сословной иерархией, возводимой им в ранг божественного установления.

Рассматривает он и вопрос о возможности сопротивления тиранической власти. Если правитель нарушает естественные законы, то это зло ниспослано подданным за грехи, сопротивление - грех и во избежание смуты надо подчиняться.

Если же действия правителя противоречат божественному закону, то в этом случае церковь может низложить тирана, ему нельзя повиноваться. Так обосновывались теократические притязания церкви.

Государственная
власть и формы
государства

Фома Аквинский различает три элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование. Сущность, порядок управления (господства и подчинения) установлен богом ("существующие же власти от бога установлены", Павел). Однако это не значит, что каждый конкретный правитель поставлен богом непосредственно. Князь может оказаться узурпатором, безумцем, как каждый человек, имеет свободную волю и может творить зло. В этих случаях решение вопроса о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. В делах религии следует подчиняться церковной власти, где вершиной является папа, соединяющий светскую и духовную власть.

Говоря о формах государства: монархия, аристократия, политая, тирания, олигархия, демократия (воспроизведение Аристотеля), Аквинат показывает отличия республик от монархий.

Монархия была наиболее типичной формой феодального государства; значительным разнообразием отличались формы городских республик, к которым Фома относился отрицательно. Республику раздирают беспорядки, борьба партий и группировок, пролагающие путь тирании. В тиранию может выродиться и монархия,

65

но на царя может воздействовать церковь, обещая ему "наивысшей награды от бога", в уплату за добродетельное правление. Наконец, существует возможность сместить тирана "по всеобщему решению".

Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основательной апологией феодализма. Католической церковью он был провозглашен святым, "ангелическим доктором". В 1879 г. его учение объявлено "единственно истинной философией католицизма".

66