4.3. Марсилий Падуанский
о законах и государстве

Против притязаний католической церкви на светскую власть выступил бывший одно время ректором Парижского университета Марсилий Падуанский (1275(1289) - 1343).

В работе "Защитник мира" (1324) он утверждал, что основная причина войн, смут и возмущений - неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого

67

законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира государства. За это сочинение он был осужден церковью, объявлен еретиком, отлучен от церкви и заочно приговорен к сожжению на костре, так как бежал в Германию.

Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения.

Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, различия между грехом и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в мире, где судья Христос. Человеческий закон обеспечивает правоту и общее благо, прочность власти; различает правомерное и неправомерное, устанавливает справедливость. Его соблюдение обеспечивается принуждением. Специфика законов определяет цели, сферу и методы деятельности церкви и государства.

К делам церкви относятся божественные законы. Духовенство имеет право только учить, проповедовать вероучения, но не принуждать. Марсилий Падуанский отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, принуждения в делах религии и, следовательно, наказывать нарушителей божественного закона (грешников) может только Бог. Еретика можно изгнать из государства, но это право князя, а не священника. Он был против привилегий пап, выступал за выборность священников и в целом за реформу церкви.

Поскольку цель человеческого закона - общее благо, то он должен приниматься народом. Народ лучше повинуется тем законам, которые сам создал, и обществу принадлежит большая сила для принуждения и соблюдения закона. К тому же, каждый, кто заметит упущения, может предложить способы их устранения.

Марсилий Падуанский выдвинул революционную для своего времени концепцию народного суверенитета, объявляющую народ (наиболее значимую его часть - par valentior) источником политической власти и высшей ее инстанцией. Он подошел к идее о разделении властей - исполнительной и законодательной.

Что касается правительства, приводящего законы в исполнение, то оно должно быть подзаконно и выбираться народом. При этом лучше, если правитель (монарх) будет пожизненно избираемый и ответственный перед народом.

Идеи Марсилия Падуанского о принадлежности народу законодательной власти, подзаконности правительства, выборности правителя

68

предвосхитили лозунги революций XVII - XVIII вв. Исходили они в большей части из практики современных ему городских республик.

69