Глава 5
Светская правовая
и политическая мысль
эпохи Возрождения и Реформации

В XVI в. в Европе происходит складывание больших и сильных монархий, притязающих на роль консолидирующей силы и способствующих образованию наций, и падение политического и духовного авторитета католической церкви. Идеология культуры Возрождения, зародившейся в XIV в. в Италии, - гуманизм становится общеевропейским явлением.

Своеобразие эпохи заключалось в том, что общественные силы, боровшиеся против феодализма и освещавшей его церкви, еще не порвали с религиозным мировоззрением. Поэтому общим лозунгом массовых антифеодальных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинной, апостольской церкви. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

5.1. Учение Н. Макиавелли
о государстве и политике

Никколо Макиавелли (1469 - 1527), философ, дипломат и политик, знаток античной литературы, один из крупнейших драматургов, поэтов и мастеров прозы своего времени. В историю политико-правовой мысли он вошел как автор "Истории Флоренции", "Рассуждении о первой декаде Тита Ливия" и трактата "Государь", который принес ему мировую известность.

"Государь" - самое знаменитое произведение Макиавелли, которому была суждена беспримерная и почти всегда скандальная слава. С этим произведением связано само понятие "макиавеллизм", которое породило в сознании потомков два несовместимых образа -

74

H. Макиавелли
H. Макиавелли

коварного, беспринципного, жестокого политика и пламенного пророка национальной свободы, - это произведение создано в самом начале восьмилетней ссылки Макиавелли, в июле - декабре 1513г.

Макиавелли, как считают многие исследователи, первый и в своем роде единственный мыслитель эпохи Возрождения, сумевший достаточно определенно постичь смысл основных тенденций этого времени, смысл ее политических требований и устремлений, " Макиавелли сформулировать и изложить их таким образом, что они не просто становились высказываниями, максимами или афоризмами, а самым активным способом воздействовали на тех, кто еще смутно ощущал эти требования, но кто стремился к преобразованию существующего положения вещей, существующих порядков, кто сгорал от желания увидеть преображенную Италию.

Анализируя творчество Н. Макиавелли, принципиально важно уяснить, что в человеческих качествах и поведении государя он раскрывает методы, закономерности политической деятельности, персонифицированные в правителе самого государства. В этой установке на выявление природы государства, а не в составлении портрета нужного стране правителя и даче ему рекомендаций, заключается глубокий концептуальный смысл "Государя".

Его политическое учение свободно от теологии, оно основано на опыте современных ему городов-государств, правителей Античного мира, на знании интересов и страстей человека, участников политической жизни. Макиавелли полагал, что изучение прошлого, учет психологии людей дает возможность предвидеть будущее и определить средства и способы действий. В политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.

Государство
и его цель

Он ввел в научный оборот понятие stato - государство, под которым подразумевал не конкретную форму государственного устройства, а особым образом организованную политическую власть.

Государство - есть некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. При этом страх не должен перерастать в ненависть. Главное - реальная способность правительства повелевать подданными. Единственная цель, которая оправдывает безнравственные средства, - создание

75

и сохранение государства, так как только оно гарантирует мир и порядок.

Цель государства и основа его прочности - безопасность личности и незыблемость собственности; "человек, которого лишают какой либо выгоды, никогда не забывает этого". "Самое опасное для правителя - посягать на имущество подданных".

Благо свободы (незыблемость частной собственности и безопасность личности) - цель и основа прочности государства, наилучшим образом обеспечены в республике. Воспроизводя вслед за Полибием идеи о возникновении и круговороте форм правления, Макиавелли, как и античные мыслители, отдает предпочтение смешанной форме (монархии, аристократии и демократии). Особенность же его учения в том, что смешанную республику он считал результатом борющихся социальных групп.

Народ и знать

Макиавелли высказывает свое, отличное от общепринятого среди историков, мнение о народе', народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко - в частных. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем тиран: народ можно уговорить словом, от тирана можно "избавиться только железом". Жестокость народа направлена против тех, кто посягает на общее благо, жесткость государя - кто "может посягнуть на его собственное личное благо".

От народа он отличает знать. Нет общества, где бы не было противостояния знати и народа. Честолюбие знати - источник беспокойства и смут в государстве, их претензии безграничны. Но знать неизбежна и нужна государству. Именно из ее среды выдвигаются государственные деятели, должностные лица, военачальники. Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть "смешанной республики" в том и состоит, что государственные органы включают аристократические и демократические учреждения, играющие роль сдерживающего фактора.

Что касается дворянства ("те, кто праздно живет на доходы от своих огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь"), то Макиавелли отзывался о нем с ненавистью и призывал к его уничтожению. Дворяне - "решительный враг всякой гражданственности" и каждый "желающий создать республику ... не сумеет осуществить свой замысел, не уничтожив всех их до единого".

76

Об Италии

Для создания свободной Итальянской республики Макиавелли предлагает ряд мер. Среди них освобождение от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и дворян, от папы и интриг католической церкви. Кроме того, нужен единоличный правитель с абсолютной и чрезвычайной властью, учреждающий мудрые законы и порядки. Нерушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым со спокойствием народа. Для Макиавелли право - орудие власти, выражение силы. Везде основой власти "служат взаимозависимые, хорошие законы и хорошее войско". Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука - "ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого". Макиавелли отказывает итальянским городам-государствам в народовластии как в реальной перспективе, и единственной политической формой, способной затормозить процесс деградации, признано самодержавие.

Там, где (материал) испорчен, не помогут даже хорошо упорядоченные законы, если только они не предписываются человеком, который с такой огромной энергией заставляет их соблюдать, что испорченный материал становится хорошим

Однако тиранию он считал временной мерой, горьким, но необходимым лекарством, надобность в котором отпадет, как только будет остановлено развитие болезни.

О религии

Особое отношение было у Макиавелли к религии. Это важное средство политики, мощный фактор воздействия на умы и нравы людей. Она "помогает командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных". Государство должно использовать религию для руководства подданными.

Но Макиавелли критически относится к христианству, проповедующему покорность и смирение, и высоко ценит религию античности, почитающую "высшее благо в величии духа, в силе тела и во всем том, что делает людей чрезвычайно сильными". Отрицательно он относился и к духовенству, дурными примерами лишившему страну "всякого благочестия".

В связи с этим Макиавелли допускал преобразование религии, но в отличие от лидеров Реформации основой реформы считал не идеи раннего христианства, а античную религию, всецело подчиненную целям политики. Его вывод о том, что не политика на службе у религии,

77

а религия на службе у политики, резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.

Методы и способы
политической
деятельности

Макиавелли решительно отделял политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) есть особая сфера деятельности, имеющая свои закономерности, которые необходимо изучать и осмысливать, а не выводить из Священного Писания и конструировать умозрительно.

Эпоха Средневековья сказалась на взглядах мыслителя о методах, способах и приемах политической деятельности. Они полностью отделены от морали. Если мораль оперирует такими категориями, как "добро - зло", то политика - "польза - вред". Поэтому поступки политических деятелей должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. Методами осуществления власти являются не только военная сила, но и хитрость, коварство, обман. И поэтому политические правила и нормы морали не совместимы, государственный деятель не должен быть верен договорам, если это вредит интересам общества. Он должен уметь решиться на "великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства". "Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты". Идеалом государственного деятеля для Макиавелли был герцог Романьи Цезаре Борджиа, гений коварства в политике.

... Государь, если он желает удержать в повиновении поданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдают лишь отдельные лица. Новый государь еще меньше, чем всякий другой, может избежать упрека в жестокости, ибо новой власти угрожает множество опасностей...

При этом Макиавелли считал, что вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет власти. Отсюда он выводил излюбленное правило политики: "Людей следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое - не может". "Лучше убить, чем грозить, - грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая - отделываешься от врага окончательно". Особое внимание правитель должен обращать на создание собственного образа.

Самое главное для государя - постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся... каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом

78

деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство.

Эти и другие правила политика получили название макиавеллизма как символа политического коварства.

Таким образом, Макиавелли сформулировал и обосновал главные программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика - наилучшая форма обеспечения "благ свободы", осуждение дворянства, подчинение религии политике. Его идеи, за исключением макиавеллизма, были восприняты Спинозой, Руссо и другими мыслителями.

Следует признать, что Макиавелли - один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении нескольких столетий вокруг его основного произведения "Государь" ведутся политические бои, а его доктрина и взгляды, чудовищно извращенные многочисленными противниками, спрессовались в резко негативный термин "макиавеллизм" - синоним политического, гражданского и человеческого коварства, двуличия, лицемерия, предательства, аморализма и жестокости.

При всей необоснованности и несправедливости подобных обвинений в адрес Макиавелли они воспринимались и продолжают восприниматься многими пишущими о нем как нечто само собой разумеющееся, очевидное и не требующее доказательств. Словом, Макиавелли и макиавеллизм до сих пор пользуются самой дурной славой, получившей в общественном сознании, благодаря длительной и все расширяющейся традиции, прочность социально укорененного и мистифицированного предрассудка, против которого чрезвычайно трудно бороться.

В силу высказанных и ряда других причин идеи Макиавелли продолжают сохранять устойчивый интерес. Надо полагать, что пока существуют противоречивые политико-правовые конструкции, его политическая философия будет оставаться в высшей степени актуальной.

79