109

Глава 7
Обоснование идей
естественного права,
договорного происхождения
и разделения властей

С XVIII в. начинается революционное низвержение феодализма. Первыми буржуазными революциями были Нидерландская (1566 - 1609) и Английская (1642 - 1649). Идеологическим знаменем их был протестантизм. Кальвинисты, объединенные общностью интересов, стремились освободиться от гнета и посягательств на их жизнь и свободу дворянских государств и католической церкви.

7.1. Политико-правовые учения
в Нидерландах

Нидерландская революция не привела к решительному искоренению феодальных порядков. Однако завоевание независимости и провозглашение республики создавали условия не только для бурного развития экономики и культуры, но и политической мысли. Классическим воплощением нового мировоззрения стала теория естественного права и общественного договора.

Г. Гроций.
"О праве
войны и мира"

Крупнейший вклад в разработку этих доктрин внес голландский мыслитель и юрист Гуго Гроций (1583 - 1645). Он обладал уникальными способностями (в 15 лет закончил Лейденский университет и получил степень доктора права), стал жертвой борьбы политических партий, был приговорен к пожизненному заключению, но бежал во Францию, где написал знаменитую книгу "О праве войны и мира. Три книги" (1625), затем поселился в Швеции. Эта

110

книга была внесена в список "еретических изданий" и запрещена до 1900 г. С 1633 по 1644 гг. Гроций был шведским посланником при французском дворе. Ему принадлежит более 90 работ по юридическим, историческим и филологическим наукам. Погиб при кораблекрушении.

Исходный пункт политико-правовой доктрины Г. Греция - природа человека, его социальные качества. Она основывается на признании того, что все люди равны от природы, от рождения, т.е. изначально, и наделены естественными страстями, разумом, стремлениями, правами. Следовательно, законы природы определяют естественное право и ему должно соответствовать позитивное, воле-установленное право. И таким образом, право основывается не на воле бога, а на природе человека.

Мать естественного права есть сама природа человека, которая побуждала бы его стремиться к взаимному общению, даже если бы мы не нуждались нив чем; матерью же внутригосударственного права является самое обязательство, принятое по взаимному соглашению, а так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права.

Качество, отличающее людей от животных, выражается в стремлении к мирному общению, согласованному с требованиями разума. Это природное стремление к общению и есть источник права, не зависимый от действующих положительных правовых норм. Человек наделен не только стремлением к общению, но и разумом и, следовательно, осознает, что согласно со стремлением к общению, а что противоречит ему. И поэтому право понимается как соответствующее природе справедливое действие.

Гроций различает естественное и волеустановленное право. Естественное право основано на человеческом разуме, его требования (предписания) направлены на обеспечение справедливости: воздержание от чужого имущества, возвращение чужой вещи, возмещение выгоды и причиненного ущерба, соблюдение обещаний, воздаяния людям наказания. Волеустановленное право ("имеет своим источником волю") должно соответствовать естественному и делиться в свою очередь на человеческое и божественное (предписания церкви) право. Таким образом, исходная и стержневая категория его доктрины есть отношение справедливости и естественного права, их тождественность.

Общество преследует цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия.

111

И таким образом, справедливость как условие существования общества состоит в необходимости пользоваться своим и воздержании от посягательства на чужое достояние.

Было время, считает Г. Греции, когда существовало "естественное состояние", т.е. не было государства и частной собственности. Но постепенно люди утратили простоту общения, появилось насилие, а с ним угроза жизни и бессилие человека. И тогда разум привел людей к пониманию о необходимости объединения: так был заключен договор о создании государства.

Государство - "это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы", т.е. результат их сознательной деятельности, следствие общественного договора. Признаком государства является наличие верховной власти и ее атрибутов: издание законов (в том числе религиозных), осуществление правосудия, назначение должностных лиц, взимание налогов, решение вопросов войны и мира, заключение международных договоров.

Но так как государство установлено для обеспечения общественного спокойствия, то ему принадлежит некое верховное право над нами и нашим достоянием, поскольку это необходимо для осуществления государственных целей. Поэтому и государство может наложить запрет на это всеобщее право сопротивления ради сохранения общественного мира и государственного порядка. А что государству угодно именно это, в том не может быть сомнения, так как иначе оно не может осуществлять свою цель. Ибо если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но беспорядочная толпа.

Идея договорного происхождения государства возникла задолго до Гроция (практика Средних веков), но только у него договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, основа самого государства, отношения власти и подчиненности. И все теоретические построения XVII - XVIII вв. о причинах, сущности и способах создания государства отталкивались от договора.

Для Гроция формы правления не принципиальны. Народ может избрать любую форму правления, но, передав власть ее носителю (одному, немногим, народному собранию), обязан подчиняться и изменить не может, кроме двух обстоятельств: 1) если об изменении формы правления в договоре явно или неявно прописано или если договор расторгнут правителем; 2) при крайней необходимости, явной опасности, когда правитель проникнут духом враждебности

112

к народу: испанский монарх ради одного народа (испанцев) задумал гибель другого (нидерландцев). В этом случае борьба против Испании законна.

Гуго Гроций считается отцом науки международного права. Он отрицает мнение, что в международных отношениях сила решает все. "Война и мир есть право народов" и "законы не заглушаются пушками". Войны должны вестись только по международному праву как части естественного и части положительного права.

Однако война является естественным способом защиты интересов государства. Поэтому войны бывают справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические). Зачинщики последних должны возместить ущерб и понести наказание. При этом от военных действий не должно страдать мирное население, женщины и дети, а с "военнопленными следует обращаться человечно". Это была позиция крупнейшего юриста на варварскую практику агрессора. Теория естественного права и общественного договора становится интернациональной.

Б. Спиноза
теоретическое
обоснование
демократий

Теоретическое обоснование демократии осуществил Бенедикт (евр. Барух) Спиноза (1632 - 1677). Спиноза родился в семье еврейского купца голландия была единственной страной, в которой евреи пользовались относительной свободой вероисповедания, и евреи из Португалии, Испании и других стран, в которых царила религиозная нетерпимость, устремлялись в Голландию. Политико-правовые взгляды великого голландского философа изложены в "Богословско-политическом трактате" (1670), "Этике, доказанной геометрическим способом" (1675) и незавершенном "Политическом трактате".

Б. Спиноза
Б. Спиноза

В основе его политико-правового учения лежит идея строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы. А утверждение о единстве мира, о единой субстанции, которая никем не сотворена, вечно существует и должна быть объяснена из самой себя, означает разрыв с религиозным представлением о создании мира богом. "Бог и природа есть одно и то же". В природе все совершается необходимо, все строго детерминировано, имеется неразрывная цепь причин и следствий, нет

113

ничего случайного. Действия человека (части природы) тоже подчинены строгой необходимости и определенным причинам. Свобода мыслима только в пределах необходимости: человек свободен, когда руководствуется одним только разумом, а его действия определяются причинами, которые могут быть поняты из его природы. В связи с этим происхождение государства и права Спиноза объясняет с позиции необходимости.

Исходным моментом в учении Спинозы является понятие естественного права, под которым он понимал необходимость, в соответствии с которой существует и действует природа, "сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все".

Объясняя механизм происхождения государства, Спиноза утверждает, что мощь человека, его самосохранение лучше всего обеспечиваются разумом, который в условиях "нестабильности" предписывает ему искать общения с другими людьми. И в этом есть крайняя необходимость: в одиночку человек не может приобрести все, что ему необходимо для жизни, вне общества нет безопасности и его естественное право не обеспечено, мощь ничем не подкреплена, и он неизбежно подчинится чужой силе. В конечном счете, противоречие между природой человека (эгоистичность, корыстолюбие, жадность, погоня за наживой - вечные категории) и разумом приводят к пониманию необходимости государства и законов, чтобы подчинить страсти разуму. Свобода состоит в подчинении закону. Поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское, где обеспечивается его благо (собственность). Цель государства - свобода, мир и безопасность.

С образованием государства ("продукт самоограничения") создается общее для всех право, которое обеспечивается мощью всех объединившихся в нем людей. При этом естественные права неотчуждаемы, государственная власть имеет пределы. Она не может посягать на свободу мысли и совести.

Спиноза называет три формы государства; монархия, аристократия, демократия. Однако его идеалом является демократия ("народная форма верховной власти"), где наиболее обеспечены мир и безопасность, прочность и устойчивость, свобода граждан. В таком государстве каждый "переносит свое естественное право не на другого, лишая себя на будущее право голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет".

Анализируя достоинства форм государства, Спиноза не приемлет абсолютной монархии (конституционная возможна), где законы выражают

114

прихоть верхушки, а управление "неразумно, враждебно общему делу". Он не исключает аристократии, где власть сосредоточена не в одном лице, что чревато тиранией, а переносится на "достаточно многочисленное собрание, совет", способный более эффективно управлять. К тому же такая форма более устойчива, так как открывает путь к власти большинству богатых.

В демократии власть и законы не противостоят народу и не противоречат закону, каждый, соединяясь со всеми, повинуется лишь самому себе, там "менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости".

... демократическое государство... наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа представляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее право голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет.

Учение Спинозы - первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.

115