Глава 9
Россия XVIII в. От идеологии
просвещенного абсолютизма
до народной революции

Историю политико-правовой мысли XVIII в. в России условно можно разделить на два периода: период укрепления абсолютизма (первая половина века) и период просвещенного абсолютизма (вторая половина века).

В результате петровских преобразований в России были заложены условия ликвидации отсталости России, закончено законодательное оформление феодалов в привилегированное "благородное" сословие (шляхетство) и положение "подлого люда". Резко усилилось крепостное право: ликвидация холопства превратила фактически всех крестьян в бесправное положение. Дворяне, как стали называть шляхетство, получили над крестьянами личную власть - суд. Все это требовало политико-правового обоснования.

9.1. Период укрепления абсолютизма

Официальная доктрина абсолютизма включала как теологическое обоснование власти, так и ссылку на общее благо. Идея общего блага была не нова, но в России понималось, что только царь знает, что есть благо. И в целом для абсолютизма было характерным презрительное отношение к народу: батоги, каторга и цепи для недовольных. Отсталость преодолевалась активным вмешательством государства и церкви во все стороны жизни страны: предписывалось что, где и когда сеять, чем убирать и т.д.

Насильственно насаждаемый опыт западных стран давал побочный результат. Знание иностранщины рассматривалось как проявление культурности, приверженности к передовому, а верность традициям - как тупость. И в политико-правовых учениях нередко все сводилось к выхватыванию модных терминов. Однако

142

на теоретическом уровне восприятие идей происходило иначе. Абсолютизм требовал идеологического обоснования в духе времени, соответствия теории естественного состояния. Но на практике она была в вопиющем противоречии с феодальной действительностью в России.

С идеологическим обоснованием абсолютизма и петровских преобразований выступила группа дворян и священников - "ученая дружина Петра". Взяв за основу теорию естественного права, антифеодальную по направленности, антитеологическую по основе, реалистичную по постановке и решению проблем политики и права, они подвергли ее деформации, выборочно используя ее категории, осторожные ссылки на авторитеты. Ссылались в основном на Греция и Пуфендорфа (его книга "О должности человека и гражданина" была переведена при Петре I на русский язык).

Ф. Прокопович:
монархия
"лучше наследная"

Одним из видных теоретиков абсолютизма был архиепископ Феофан Прокопович (1681 - 1736). ОH учился в Киеве, Польше, Италии, преподавал риторику, философию, богословие, математику и другие науки. Был приглашен Петром I для церковной реформы. В этих целях он писал трактаты и проповеди.

В основе его мировоззрения лежит представление о взаимодействии "двух земных пособий": природы и науки - двух свыше даруемых - знание веры и убеждение в божественности Священного Писания. Он призывал в политике сочетать доводы естественного разума, законы народные, примеры истории и слово божее.

Церковная реформа, сводимая к подчинению церкви царю, встречала противодействие духовенства, утверждавшего, что "закон господен непорочен, а человеческие бывают порочные" (Стефан Яворский, местоблюститель патриаршего престола). Прокопович осуждал саму мысль о превосходстве духовной власти над светской, о неподчинении ее государству. В государстве есть чины, - утверждает он, - и каждый занят своим делом. То же и духовенство - это чин в народе, но не иного государства.

Упразднение патриаршества, учреждение Духовной коллегии, а затем Священного Синода Прокопович обосновывал ссылкой на коллегиальность, якобы свободную от ошибок и личных качеств. Ссылаясь на историю, приводил примеры из Рима, где императоры имели и светскую и духовную власть, тогда как в России конфликты царя и церкви вели к волнениям.

143

Правомерность неограниченной монархии он доказывал тем, что, с одной стороны, государь только богу дает ответ, а с другой - неограниченная власть проистекает из договора, "ты владеешь для общей пользы". В безвластном состоянии царили хаос, произвол и кровь (Гроций, Гоббс, Пуфендорф) и тогда для обеспечения мира и общего блага народ, по велению бога, отказался от прав и передал их государству. Ссылка на бога - дань традиции. Форма правления установлена народом, но не произвольно, а в зависимости от размеров государства, например республика - для малых территорий (Венеция, Генуя, Швейцария).

После того как Петр I издал указ о наследнике, Прокопович пишет трактат "Правда воли монаршей во определении наследника державы своей", в котором обосновывает этот указ. Упоминая демократию и аристократию, правильной он называет монархию. При этом он сопоставляет "наследную" и "избирательную". Предпочтение отдает первой. А в случае если наследник окажется "неспособным", тогда воля монарха завещанием исправить ситуацию. Прокопович обосновывает это положение ссылками на Священное Писание (право родителей наказывать детей), на Гроция, на Устав Юстиниана (применение к публичному праву, институт частного права, регулирующий семейные отношения, наследование), и, наконец, мол, в договоре есть запись "Ты сам впредь оставляешь нам наследного правителя".

Власть самодержца абсолютна, неограничена ("император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный"). Жизнь, быт, вера, обычаи, одежда, пиры, погребение и прочее - все ему подвластно. Царь стоит над законом, и это полезно народу.

В.Н. Татищев:
-государство
"поиск общей
пользы"

С идеологическим обоснованием правового положения дворянства выступил государственный деятель и историк Василий Никитич Татищев (1686 - 1750), автор труда "История российская".

Теоретической базой взглядов В.Н. Татищева являются концепции естественного права и договорного происхождения государства. Естественное состояние - это состояние "вольности", так как по природе человеку нужна и полезна воля, "с разумом и рассуждением употребляемая". Но так как человек живет в окружении себе подобных, то он вынужден подчиняться ограничениям. Эти ограничения бывают трех видов: 1) по природе (власть родителей), 2) по договору (господин и слуга), 3) по принуждению (рабство или невольничество). Первые две имеют отношение к происхождению

144

B.Н. Татищев
B.Н. Татищев

и сущности государств: власть монарха подобна родительской, "общенародия или республики" основана на договоре.

В своих рассуждениях о происхождении государства Татищев использовал гипотезу о преддоговорном "естественном состоянии", в котором господствует "война всех против всех". Разумная нужда людей друг в друге (разделение труда) привела их к необходимости создать государство, которое он рассматривает как. результат общественного договора, заключенного с целью обеспечения безопасности народа и "поисков общей пользы".

Форма правления зависит от объективных факторов: местоположения, размера территории, состава населения. Демократия - "общенародие" - для города или маленькой территории, где можно быстро всех собрать. Аристократия (правление избранных) - для островных государств, защищенных от внешнего врага, народа, привыкшего к подчинению закону, т.е. просвещенного (Англия, Венеция). Монархия - для больших территорий, где надо сохранять единство, быть готовым к отражению нападения (Россия, Испания, Франция). Одновременно он полагал, что для подготовки порядочного законодательства, пресечения казнокрадства, фаворитизма и прочего необходим представительный орган.

Как и другие представители школы естественного права, он различает законы естественные - определяют "что и неправо", едины и всеобщи - и гражданские (положительные) - основаны "по соображениям политической мудрости", устанавливаются "по произволению каждого народа" и поэтому различны, определяют, что полезно или вредно.

Сословное деление он обосновывает исторически сложившимся разделением труда, предопределившим их правовое положение.

Дворянство возникло, по Татищеву, следующим образом: когда-то все обязаны были защищать государство, затем часть стала заниматься земледелием и купечеством, а часть "определили особных людей к обороне государства". Это было шляхетство. Их привилегии оттого, что они с детства "до старости" служат государству.

Главным показателем государственной мощи Татищев считал "многолюдство и богатство", "а богатству корень - купечество и

145

рукоделие". Поэтому купечество должно быть "поставлено на почетное место".

Наиболее сложно было обосновать крепостничество, так как рабство, полагал мыслитель, противоестественно природе человека. Введение крепостничества Б. Годуновым было ошибкой, что вызвало смуту: сначала волновались крестьяне, а затем, когда цари пытались вернуть вольную крестьянам, - помещики. Но и отменить крепостничество нельзя. Во-первых, это вызовет смуту, а во-вторых, вольность крестьянства "с нашею формою правления монаршего не согласуется, и вкоренившийся обычай неволи переменить небезопасно", без опеки дворянина - мудрого и просвещенного - ленивый и невежественный крестьянин погибнет.

Практическое отношение к крепостному праву выражено им в "Кратких экономических до деревни следующих записках" (1742). Это фактически инструкция помещику по ведению хозяйства. Татищев рекомендует тотальный надзор за крестьянами, строгие меры внеэкономического принуждения, регламентацию всей деятельности и быта. Выступая за жесткую регламентацию производства и торговли, он охранял дворян от жульничества купцов.

Как сторонник всесилия просвещенного закона, разумного правительства, Татищев сформулировал требования к закону: язык закона прост, без иностранных слов и понятен; законы должны быть согласованы, своевременно доведены, сохранять обычаи, если они не противоречат общей пользе и выполнимы. "... в государстве не персоны управляют законом, а закон персонами", - отмечал Татищев.

"Книга о скудости
и богатстве"
И.Т. Посошкова

Преобразования Петра I привели к возраста-нию роли купечества. Их идеологом стал пред-приниматель и торговец Иван Тихонович Посошков (1652? - 1726). Много ездивший по России Посошков хорошо изучил порядки и нравы, бытовавшие в стране, и всерьез задумался об "устройстве" России. В "Книге о скудости и богатстве" (1652) он изложил программу абсолютизма с точки зрения купечества.

Посошков - сторонник теологического обоснования царской власти, ее суверенитета, тождественного божественной власти. Власть должна осуществлять тотальную регламентацию, заставить всех работать и быть бережливыми.

Сословия появились в результате разделения труда, и государство должно заставить каждое из них делать свое дело ("царство воинством расширяется, а купечеством украшается"). Посошков не

146

был противником привилегий дворян, но упор делал на их обязанности и выступал за расширение крепостничества. Он понимал, что крестьянин - главный производитель, от его труда все богатство России. Поэтому считал, что повинности их надо урегулировать, от произвола защитить, подумать о грамотности, стимулах труда. Посошков рекомендовал, чтобы помещик заставлял работать крестьянина семь дней в неделю, для пресечения побегов ввести паспорта, ограничить указом повинности. Размер повинностей должен определяться съездом дворян.

Купечество, по Посошкову - "это великое дело", "оно и воинству товарищ". Без него нет богатства у государства. Поэтому следовало бы указами регламентировать порядок торговли, определить цены, установить, что купечество - единственное торговое и промышленное сословие, крепостными обеспечить промышленность, заставить на предприятиях работать нищих, а в зимнее время - крестьян.

Не полагаясь только на указы, он предлагает принять свод законов - Уложение ("сочинить правосудную книгу"). Для его подготовки учредить собрание из представителей каждого сословия, собрать старые и новые указы. После обсуждения проекта всеми сословиями (с целью избежать ошибок, пробелов) царским указом дать ему правовую силу.

Гарантом Уложения должен быть суд. Но для этого надо искоренить в них "неправду" (взяточничество, волокиту, неправосудие): судей штрафовать и сурово карать (каторга, смертная казнь и др.), изменить состав суда - ввести в его состав из низших чинов, отставных военных, купцов "с острым умом". В суде все должны быть равны, а судьи - подчиняться только царю и богу.

Второе условие гарантии Уложения - грамотность народа, дабы уберечь, особенно нерусских, от незаконных поборов. Учить принудительно, хотя бы по одному грамотному иметь в каждой деревне.

В 1724 г. Посошков завершил свой труд. При вручении книги Петру I просил никому не открывать его имени, так как "сильные люди, ябедники и обидчики не попустят мне и малого времени на свете жить". После смерти Петра I Посошков был арестован по важному и секретному "государеву" делу и заключен в одиночный каземат Петропавловской крепости, где и скончался в ожидании судебного разбирательства. Книга Посошкова была опубликована только в 1842 г.

147