Глава 11
Германская
философия права

Социально-политические учения Германии складывались в своеобразных условиях. Прежде всего, это веротерпимость между католиками и протестантами. В этнически однородной стране это создавало благоприятные условия для развития теоретической мысли: не было необходимости придерживаться догматов церкви и возрастали требования к аргументации. Раздробленность Германии (по решению Венского конгресса 1815г. Германский Союз был создан из 39 немецких государств) приводила к тому, что идеологи занимались обоснованием концептуальных построений, а практические вопросы оставлялись на решение региональных политиков. Такое явление, когда идеология занимается лишь теоретическими обобщениями, оторванными от запросов практики, получило название спекулятивной философии.

В развитии политической мысли немецкая классическая философия сыграла заметную роль, прежде всего в разработке методологии теоретического познания, в обосновании специфики законов, действующих в обществе в сравнении с законами природы. Учение Гегеля о диалектике - величайшее достижение мировой философии.

11.1. Политико-правовая доктрина
И. Канта

Априорное
познание

Первым начал разработку идеологии либерализма (идеологии буржуазии) профессор Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724-1804). Его трактат "Метафизика нравов" (1797) - обобщенный труд по социально-политическим проблемам. В основе учения Канта лежит методелогия

170

И. Кант
И. Кант

противопоставления эмпирического (опытного) и априорного (лат. a priori - из предшествующего - знания, предшествующие опыту) видов знания. Познание мира начинается с опыта (чувственных ощущений), эмпирического познания. Оно дает знания лишь о внешней стороне явления, дает лишь разум. Вот этот вид познания, познания с помощью разума Кант назвал априорным познанием.

Практическая философия (область поведения человека) состоит из двух элементов: этики и учения о праве. Ведущее место при их анализе принадлежит методу априорного познания. Если в познании природы (естественных наук) ведущее место принадлежит эмпирическому методу (опыту), то законы этики не могут быть выведены из отношений между людьми, подобным путем научную теорию морали и права создать невозможно. С вопросом о том, каков всеобщий критерий справедливости, юрист никогда не справится, "если не поищет суждения в одном лишь разуме", оставив опыт. И задача философии состоит в том, чтобы, исходя из разума, указать всеобщие правила поведения. Только таким путем этика и теория права становятся наукой.

Закон
нравственности

По-своему трактует Кант разумную природу человека. Разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде - в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений. И поэтому просвещение - всемирно теоретический процесс, где человек благодаря культуре (прогрессу) преодолевает зависимость от природы и приобретает свободу. Отсюда он делает вывод: разумное есть нарастающий итог культуры, а не обобщение существующей практики. Эта доктрина Канта стала большим вкладом в познании социальных законов.

Законы свободы в отличие от законов природы называются моральными. Поскольку они касаются лишь внешних поступков и их законосообразности, они называются юридическими законами: если же ими выдвигается требование, чтобы они (законы) сами были определяющими основаниями поступков, они называются этическими, и в этом случае говорят: соответствие с первыми есть легальность, со вторыми - моралъностъ

171

поступка. Свобода, к которой имеют отношение юридические законы, может быть лишь свободой во внешнем применении; а свобода, к которой имеют отношение вторые, может быть свободной и во внешнем, и во внутреннем применении произвола, поскольку он отпре-деляется законами разума.

Еще одна особенность кантовского рационализма состоит в том, что хотя носителями нравственности являются все люди (Руссо), но источником нравственных и правовых законов есть практический разум или свободная воля людей. Стать моральной личностью человек сможет лишь в случае, если возвысится до понимания своей ответственности перед человечеством. А так как люди равны, то каждый обладает абсолютной нравственной ценностью. Таким путем этика Канта утверждала общечеловеческую, моральную ответственность индивида за происходящее в мире.

Опираясь на эти принципы, Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность руководствуется не гипотетическими (условными) правилами, а должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива, который не содержит указаний, как надо вести себя в конкретном случае и, следовательно, является формальным. Категорический императив содержит лишь общую "идею долга перед лицом человечества", оставляя человеку решать, как его поведение соответствует моральному закону. Категорический императив Кант назвал законом нравственной свободы и вывел его формулы. Формула первая: поступай так, чтобы максима (личное правило поведения) твоего поступка могла стать всеобщим законом. Формула вторая: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Правовая
теория

Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Это объясняется тем, что у права и этики один источник - практический разум человека и одна цель - всеобщая свобода. Отличие права от морали - в способах принуждения к поступкам. Если мораль основана на внутренних побуждениях и здесь нет обязательных кодексов, то право - на принуждении. Здесь действует публичное законодательство. Исходя из отношений права и морали, Кант характеризует закон как первую ступень (минимум) нравственности. Если установленное право соответствует нравственным законам, то это значит, что в обществе созданы такие

172

рамки, когда свободные волеизъявления одного не противоречат свободе других.

Подобные отношения не являются полностью нравственными, поскольку люди в этих отношениях руководствуются не долгом, а выгодой, страхом наказания. Иными словами, право обеспечивает внешне цивилизованные отношения, хотя люди могут испытывать при этом взаимные антипатии. В обществе, где господствует только право без морали, сохраняется "полный антагонизм". Право - совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям Кант относил наличие принудительных законов, гарантию частной собственности и личных прав, равенство перед законом, разрешение споров в судебном порядке.

Кант классифицирует право на естественное (прирожденное) и позитивное право. Позитивное право касается лиц (частное), государства (публичное) и космополитическое право (договор всех государств о вечном мире).

При трактовке естественного права Кант придерживался гипотетического естественного состояния (Руссо), где объективное право отсутствует. В том состоянии у человека было лишь природное право - свобода нравственного выбора. Из нее вытекают неотъемлемые моральные качества людей: равенство, способность делиться своими мыслями и др. Но человек приобретает и субъективные естественные права, в том числе право собственности. Однако они ничем не обеспечены, кроме физической силы владельца и являются предварительными. Эти субъективные права, вразрез с господствующей традицией, Кант назвал частным правом. Оно получает гарантию и юридический характер лишь в государстве, когда появляются публичные законы.

В основе происхождения государства - принцип априорного подхода к объяснению социально-политических явлений.

Первоначальный договор у Канта, это всего лишь идея разума. Но он имеет практическую значимость - налагает на законодателя обязанность издавать законы так, чтобы они исходили из объединенной воли народа. И это будет справедливо. И таким образом, идея договора, с одной стороны, выполняет регулятивный принцип, а с другой - мерило права и бесправия. Так, например, нельзя предположить, чтобы в договоре были положения о наследственных привилегиях. Это противоправно.

173

"Соединение
множества лиц
под законами
права"

Это и есть государство. Его важнейший признак - верховенство закона. (При этом имеется в виду тот факт, что рассматривается не реальное государство, а государство в идее, каким оно должно быть в соответствии с чистым принципом права.) Цель государства - гарантия устойчивого правопорядка, а создается оно на условиях общественного договора и суверенитета народа.

Народный суверенитет по Канту, это не "народоправство" (Руссо), а представительство народа в парламенте с правом отклонять (иногда) требования правительства.

Главная цель государства - правовое обеспечение индивидуальной свободы, однако это не обеспечение или забота о счастье народа. С этих позиций Кант выделяет три главных органа: по изданию законов (парламент), исполнению законов (правительство) и охране законов (суд). Государственно-правовой идеал Канта - система разделения и субординации властей. По мнению И. Канта,

В каждом государстве существуют три власти, т е всеобщим образом объединенная воля в трех лицах верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присуждающая каждому свое согласно закону) в лице судьи, как бы три суждения в практическом силлогизме большая посылка, содержащая в себе закон всеобщим образом объединенной воли, меньшая посылка, содержащая в себе веление поступать согласно закону, т е принцип подведения под эту волю, и вывод, содержащий в себе судебное решение (приговор) относительно того, что в данном случае соответствует праву

И далее Кант делает вывод:

В объединении этих трех видов власти заключается благо государства (salus reipubhcae suprema lex est), под благом государства подразумевается не благополучие граждан и их счастье , под благом государства подразумевается высшая степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которым обязывает нас разум через некий категорический императив

Этот же принцип Кант положил в основу разграничения форм государства: республика (есть разделение властей) и деспотия (нет разделения властей). "Республиканизм есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной", "деспотизм - принцип самовластного исполнения законов, данных им самим".

174

Кант не придавал значения классификации форм государства на монархию, аристократию и демократию, так как это, он полагал, есть выражение буквы, а не духа государственного устройства. По смыслу его концепции, монархия оказывается республикой, если в ней есть разделение властей, и деспотией, если нет. Будущее устройство Германии он видел в виде конституционной монархии (наличие суверена наряду с народом). Способы перехода - постепенные реформы, "правовых отношений нельзя добиться противоправными средствами".

Будущее развитие человечества Кант связывал с образованием мировой конфедерации правовых республик: "Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств". В учении о международном праве он выдвинул идею проекта вечного мира: без войн, международный правовой порядок будет основан на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Учение Канта о государстве и праве - первая политическая доктрина, связанная с итогами Французской революции, она считается немецким вариантом ее оправдания.

Кант соединил политическую программу либерализма с идеями наиболее радикальных и популярных течений, придав им форму глубоко продуманной теоретической системы, с трудом поддающейся критике.

175