11.3. Философия духа Гегеля

Диалектика -
истинный способ
познания

Главный труд великого немецкого мыслителя Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) в области государства и права - "Философия права" (1821). Его методологический принцип: абсолютное знание достигается лишь в целостной философской системе, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятий в их логической взаимосвязи. Целостность такой системы призвана обеспечить диалектика - метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними. Диалектика, утверждает Гегель, есть единственный истинный способ познания, позволяющий построить теорию путем последовательного развития мысли от одного понятия к другому.

Используя такой подход, Гегель построил философскую систему, где составными частями являются логика, философия природы и философия духа. Каждая из них делится на несколько учений. Государство и право отнесено им к предмету философии духа.

В философии духа освещается процесс развития сознания человека, в котором философ выделил ступени: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность), абсолютный дух (искусство, религия, философия). Государство и право отнесены к объективному духу.

Эссенциализм
Гегеля

Гегель
Гегель

Предметом теории права как науки является идея права - единство понятия права и осуществление этого понятия в действительности. Если Кант трактовал идеи государства и права как сугубо умозрительные, априорные конструкции разума, то Гегель - истинная идея - есть торжество субъективного (познавательного) и объективного моментов. Или - идея есть понятие, адекватное своему предмету. И задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах, то есть выявить идеи, лежащие в их основе. "В праве человек должен

177

найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права...", - писал он.

Такое понимание предмета и метода философии права Гегель выразил в афоризме: "Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно". Это квинтэссенция его социально-политической доктрины.

Этот вывод понимался по-разному. Гегель же под действительностью понимал не все существующее в обществе, а лишь то, что сложилось закономерно, в силу необходимости. За всеми исторически преходящими общественными отношениями необходимо видеть их имманентный закон и сущность. С постижением сущности государства можно решить и вопрос о разумном (должном) политическом строе. Это гегелевское решение проблемы сущего и должного в социальных отношениях получило название эссенциализма (от лат. essentia - сущность).

Идея права

Под "естественным правом" Гегель понимает идею права (синоним). Естественное право - это не совокупность предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философское видение природы (сущности) правовых отношений между людьми. Идеей права он считал всеобщую свободу. А человека наделял абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. Гегель не признавал право как взаимное ограничение свободы в интересах общего права. Подлинной свободой обладает всеобщая, а не индивидуальная воля. И таким образом, всеобщая свобода требует, чтобы устремления человека были подчинены нравственному долгу, права гражданина - обязанностям перед государством, свобода личности - согласована с необходимостью.

Особыми видами права у Гегеля выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа. Таким образом, поднимая весь спектр вопросов об отношении человекам обществе, философия Гегеля является общесоциальной доктриной.

Всеобщая свобода составляет содержание всемирной истории. Гегель, анализируя состояние свободы в Новое время, освещает концептуальное (понятийное) содержание проблемы всеобщей свободы. Развитие свободы до степени всеобщности, согласно законам диалектики, рассматривается как логическое развертывание самой идеи права. Идея права проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность.

178

1. Абстрактное право. Свободная воля первоначально является сознанию человека в качестве индивидуальный воли, воплощенной в отношениях собственности. Свобода выражается в том, что каждый обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор), требовать восстановления своих прав (неправда и преступление). Таким образом, абстрактное право охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности. Здесь правомерна заповедь: "Будь лицом и уважай других в качестве лиц".

Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов. Оно носит формальный характер, так как наделяет человека лишь равной правоспособностью, предоставив ему полную свободу действий в вопросах размера имущества, его назначения, состава. Особое внимание философ уделяет обоснованию частной собственности, утверждая, что лишь благодаря собственности человек становится личностью. Но человека в собственность превратить нельзя и уравнение в собственности неприемлемо.

2. Мораль. Здесь абстрактные и негативные предписания формального права наполняются положительным содержанием. Мораль - субъективное выражение свободной воли. Моральное состояние возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам. Если в праве свободная воля определяется внешним образом по отношению к вещи (воля другого лица), то в морали - внутренними побуждениями, помыслами. И моральный поступок может вступить в коллизию с абстрактным правом (нищий и кража куска хлеба).

На данной ступени свобода проявляется в способности совершать осознанные действия (умысел и вина), ставить цели и стремиться к счастью (намерение и благо), соизмерять поведение с обязанностями (добро и зло). Таким образом, здесь решается вопрос субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности.

3. Нравственность. Это высшая ступень осмысления прав человеком - объективное выражение свободной воли. Человек обретает нравственную свободу только в общении с другими, когда сознательно подчиняет поступки общим целям. К числу форм общения (объединения), где формируется нравственное сознание, относятся семья, гражданское общество, государство.

Гражданское
общество.
Государство

Гражданское оощество характеризуется определенной системой материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли.

179

Оно возникает в Новое время, а его члены называются буржуа. Гражданское общество Гегель отождествлял с буржуазным и подчеркивал, что оно находится в состоянии антагонизма, "борьбы всех против всех" (Гоббс). Это общество включает в себя отношения, складывающиеся на почве частной собственности и учреждения для поддержания порядка: суд, полиция, корпорации. Другими словами: гражданское общество - это буржуазные отношения и силовые учреждения.

Таким образом, гражданское общество есть объединение людей "на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности". В таком обществе имеется три сословия: земледельческое (дворяне и крестьяне), промышленное (фабриканты, торговцы и ремесленники) и всеобщее (чиновники).

Но гражданское общество, несмотря на наличие законов, из-за антагонизма не способно само урегулировать социальные противоречия. Его надо упорядочить политической властью - государством. В государстве философ различает две стороны: объективную (организация публичной власти) и субъективную (духовное сообщество, где все проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства). Основанием государства является народный дух в форме религии.

Гегель выступает в защиту конституционной монархии: если она устроена разумно, то имеет разделение властей: верхняя (княжеская, королевская власть государя), средняя (правительственные чиновники) и нижняя (законодательный двухпалатный парламент, верхняя - наследная, нижняя - выборная). Правит закон, а все власти составляют неразрывное единство, а высшим их выражением является монарх.

Таким образом, Гегель проводит идею компромисса бюргерства с дворянством, попыткой установить конституционный строй реформами сверху.

Гегель считал, что в вопросах международного (внешнего государственного) права надо соблюдать договоры, однако, войны возможны, ибо они очищают дух нации:

Народы выходят из войны не только усиленными, благодаря внешним войнам нации, внутри которых действуют непреодолимые противоречия, но и обретают внутреннее спокойствие.

Влияние учения Гегеля огромно. Оно стало основой либеральных, радикальных и консервативных концепций.

180

Значение великих философов Германии неоспоримо. Их идеи можно свести к следующим положениям: ценностный подход к праву и человеку, развитие идей правового государства (если людьми надо управлять, то пусть это делает равный для всех закон), утопическая идея о "вечном мире" (Кант), всеобъемлющая формула Гегеля "что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно", его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству.

Великих немецких мыслителей Гегеля и Канта объединяет ненависть к рабству, феодальному гнету и произволу, идея свободы человека, уважение законности, уверенность, что государство должно быть разумным.

Немецкая историческая школа права связала право с культурой данного общества, особенностями национального образа жизни. Она утвердила традицию критического отношения к правотворчеству, их анализа через сложившиеся правовые отношения.

181