12.6. Политико-правовые воззрения
идеологов социализма

Как отмечалось, с критикой либерализма выступили социалисты. После Великой французской революции, обещавшей "Земной рай", стало ясно, что она не освободила людей от эксплуатации, и не устранила бесправия значительной части населения. Именно тогда получают распространение идеи утопического социализма, вскрывающие пороки современного общества, выдвигающего проекты преобразований, призванные обеспечить социальное равенство, справедливость и свободу.

Выдающимися представителями социализма были Клод Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн. Их называют "великие социалисты-утописты". Их роднят идеи всеобщей обязанности труда, справедливого распределения, коллективизма, свободы гармоничного развития личности. Все они убеждены, что справедливое общество можно построить без социальных потрясений, путем просвещения и преобразований. Вместе с тем в их проектах есть существенные отличия. Ш. Фурье и Р. Оуэн убеждены, что организация нового общества должна начинаться "снизу" и основываться на самоуправляющихся производственных единицах (фалангах, общинах). Предполагалось, что со временем примеру пионеров последует все общество. Сен-Симон выступает за принцип централизованной организации "сверху", по плану. Различно их отношение к собственности. Только Оуэн был принципиальным противником частного присвоения. Двое других не отрицали полностью частной собственности.

Великие утописты вышли за рамки буржуазного видения мира, воспринимающего существующий порядок вещей как единственно возможный. При всей неоднозначности их практических действий и предлагавшихся ими средств реализации проектов их взгляды на человека и общество будущего сохраняют привлекательные черты.

Исторический
оптимизм
Сен-Симона

Граф Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825), участник Войны за независимость США и Французской революции, свое учение изложил в работах "О промышленной системе" (1821), "Катехизис промыитенника" (1823), "Новое Христианство" (1825) и др. Он первый увидел ростки индустриального общества и клубок связанных с ним тяжелых социальных проблем.

В отличие от просветителей Сен-Симон считал, что социальная наука должна быть подобна естественным наукам и основана на

194

К.А. де Сен-Симон
К.А. де Сен-Симон

анализе фактов. История человечества имеет свои закономерности, а каждый этап человеческих знаний поднимает общество на новую, более высокую ступень развития. В связи с этим прогрессом "золотой век" не в прошлом, а в будущем, впереди, в разумном общественном строе, построенном на позитивной науке. Такой подход получил название исторического оптимизма. Заслуга мыслителя в том, что он доказывает неизбежность установления справедливого общественного строя, так как человечество движется по восходящей линии. И второе - частная собственность есть основа общественного здания. В годы Французской революции произошло перемещение собственности от дворян к буржуазии, революция не оправдала надежд.

На основе изложенного Сен-Симон выделяет три этапа в истории человечества: теологический, метафизический, позитивный.

Теологический - это время древнего мира и феодальной системы, где господствует церковь (религиозные представления). Метафизический - период крушения феодализма и торжества буржуазии. Религия теряет свои позиции, господствуют философские идеи. Позитивный - господство позитивной науки и на ее основе создается справедливое общество - промышленная система.

Движение общества вперед немыслимо без позитивной науки. Наука и технология смогут решить острые социальные проблемы. Есть порядок всеми ощущаемых интересов и есть интерес, относящийся к развитию жизни и благосостояния. Этот порядок един для всех, поэтому люди должны действовать сообща. Он един, поскольку должно принять в расчет общую меру всех институтов и политических действий.

Политика, следовательно, есть наука о производстве, те наука, цель которой - порядок наиболее благоприятных для всех типов производства, условий Политика, кроме того, есть наука о производстве, которую нельзя оставлять на произвол, - писал мыслитель

Новой системе соответствуют и классы: ученые, собственники и неимущие. В основе деления - социальное положение. Но позже он делит общество по принципу роли в производстве: паразитические (дворяне, рантье, чиновники, военные, юристы. Их около

195

40%) и промышленные (ученые, пролетарии, фабриканты, торговцы, банкиры.) Так как в результате Французской революци власть не перешла от паразитического класса к промышленном то средство перехода к справедливому социальному устройст* (промышленному) - новое христианство и всеобщее братств завещанное Богом, а цель - "улучшение участи бедных". Девиз государства: "От каждого по способностям, каждому - по п< требностям" - сформулировал Сен-Симон.

Проповедь нового христианства обращена к просвещенны промышленникам и правителям, которые, следуя заповедям HOBOI христианства и нормам нравственности, преобразуют общество.

Таким образом, Сен-Симон полагал, что ученые, имущие и р бочие составляют один класс и у них одни интересы. При этом мнение правит миром, а промышленники - вожди пролетариата.

Пути достижения цели - максимальное использование во можностей знаний для удовлетворения потребностей человека, ci здание единой централизованной системы планового хозяйства -ассоциации. Здесь все трудятся, частная собственность сохраняется, но подчинена плану, действует принцип: от каждого - по сп< собностям, каждому - по потребностям.

Форма политической организации может быть различной, примеру: король, правительство и парламент. Их функция - по, держание порядка. Но при этом создаются новые структуры, то как в новом строе место системы управления людьми займет система управления вещами и производством. Это Академия (Совет уч ных) - для разработки планов народного хозяйства и Совет npi мышленников - для реализации этих планов.

Бесспорна заслуга Сен-Симона в разработке идеи историчесю го детерминизма, закономерности общественного развития и npi хода к справедливому общественному строю, обосновании необходимости плановости народного хозяйства, права на труд, всестроннего развития способностей человека, максимального удовлетворения его потребностей, превращения науки в науку об управлении производством.

Прогрессизм
Р. Оуэна

Пример человека, "который сделал себя сам", - Роберт Оуэн (1771-1858), инженер, предприниматель, филантроп. Он верил в возможность переделать людей средствами воспитания и улучшения условий жизни. Текстильная мануфактура в Шотландии, которой он управлял, процветала, "ибо умеренное расписание, хорошая оплата, здоровые условия

196

Р. Оуэн
Р. Оуэн

работы и отдыха, порядок в школе, яслях дали свой результат, и рабочие трудились с энтузиазмом".

Оуэн считал, что с помощью законов государство может провести реформы в пользу трудящегося населения. Однако ему не удалось провести через парламент законопроекты (запрет на использование детского труда, ограничение рабочего дня и т.д.). Вторую половину своей жизни он посвятил кооперативному движению и дал толчок "союзам труда". Став социалистом, он высказывал опасения, что "меотвая машинерия" умерщвляет "живую машинерию", поэтому необходимо поддерживать кооперативы, где землю обрабатывают лопатой и граблями. Будущее общество Оуэн представлял состоящим из поселков общности - самообеспечивающихся коммун. Он даже разработал конституцию таких поселков, которые должны строиться на основе коллективного труда, общественной собственности и равенстве прав и обязанностей всех ее участников.

И хотя ни экономисты, ни философы, ни тем более предприниматели не поддержали такую форму социализма, идеи Оуэна получили большое распространение. Религия, по его мнению, вредит человеческому роду. Ее следует лечить, как болезнь.

В целом критика утопистами капитализма способствовала формированию идеологии рабочего класса. Новым в*их учении было и то, что рабочие сами основывают производство на коллективистских и плановых началах, а также идея отмирания государства.

Теория утопистов базировалась на возможности использования безграничных достижений научно-технического прогресса, культуры и цивилизации.

197