12.7. Политико-правовые взгляды
немецких социал-демократов.
Ф. Лассаль и А. Бебель

Идеи социал-демократии зародились в начале XIX в. Они базировались на особой роли государства. Оно должно быть демократическим, иметь всеобщее бесцензовое избирательное право. Такое

197

государство окажет помощь рабочему классу в организации мастерских, кооперативов, которые вытеснят буржуазию из экономики. То есть "хорошее" государство должно помогать рабочему классу. И еще одно принципиально важное положение социал-демократии - постепенное, а не революционное установление социализма.

Выдающимся теоретиком социал-демократии был публицист и адвокат Фердинанд Лассалъ (1825-1864). Именно он создал первую рабочую социалистическую партию Германии "Всеобщий германский рабочий Союз" (1863). Это была яркая личность. Сын богатого торговца, он изучил философию, историю, филологию. За выигранный им в качестве адвоката бракоразводный процесс (8 лет!) графини Гацфельдт получил значительное состояние. Умер от раны на дуэли. Зная наизусть "Манифест" и другие работы Маркса, он активно пропагандировал в рабочем движении его идеи, но в целом не был сторонником марксизма.

Социал-демократическая партия Германии на съезде в Готе. В центре - А. Бебель
Социал-демократическая партия Германии
на съезде в Готе. В центре - А. Бебель

Лассаль считал, что государство воплощает интересы общества, противостоящие индивидуализму и социальному эгоизму. Государство - организующее начало общества и его истории. Но сейчас буржуазия подчинила государство "грубой материи денег". При помощи имущественного ценза превратило его в слугу, охранника, "ночного сторожа". Таким образом, у государства только охранительные функции и нет социальных . Поэтому единственное средство улучшить материальное положение рабочих - отменить имущественный ценз и ввести всеобщее избирательное право.

К реализации этой цели Лассаль призывал все классы. Однако речь не идет об установлении господствующего положения "четвертого сословия", а о том, чтобы его идеи стали главной государственной идеей. И тогда из "ночного сторожа" государство станет народным и поможет рабочим освободиться от нищеты и эксплуатации

198

буржуазии. Путь к этому в предоставлении неограниченных кредитов для создания рабочих товариществ. Добиться этого можно посредством митингов, петиций, демонстраций.

Лассаль различал фактическую и юридическую конституции. Вопрос о конституции - это вопрос о силе, а не праве. Реальная (фактическая) конституция представляет собой действительное соотношение общественных сил страны. А писаная только тогда имеет значение, если точно отражает это соотношение. Идеи Лассаля о конституции имели долговременное влияние на теоретическое государствоведение.

Политико-правовые идеи Лассаля во многом совпадают с монархизмом. Главные отличия и несовпадения в способах замены капиталистической системы, разном понимании сущности государства, в несовпадении взглядов на всеобщее избирательное право.

В теоретической части Лассаль осуждал капитализм и выступал за его революционное свержение, в практической - за реформаторские методы.

Энгельс оценивал германскую социал-демократию как "ударный отряд" рабочего класса, выработавший образцы форм и методов борьбы в парламенте.

Рабочее движение в Германии было под сильным влиянием Лассаля. В 1875 г. лидеры Социал-демократической партии Германии Август Бебель и К. Либкнехт договорились с Лассалем ("Всеобщий германский рабочий Союз") об объединительном съезде в г. Гота, где под влиянием Лассаля была принята программа, подвергшаяся критике Марксом ("К критике Готской программы"). Это вызвало среди социалистов обиду и тогда они заявили, что "мы не марксисты и не лассальянцы, мы социал-демократы". Созданная социал-демократическая партия обладала четкой организацией, дисциплиной, имела свои школы и газеты.

199