12.11. "Воля к власти". Ф. Ницше

Борьба двух воль
к власти

Политико-правовые вопросы освещаются Фридрихом Вильгельмом Ницше (1844-1900) в его работах "Греческое государство", "Воля к власти", "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Происхождение морали" и др.

Я не человек, я динамит. Я опровергаю все, как никто и никогда не опровергал, и все же я - антитезис негативного духа... И вместе с тем, я еще и необходимым образом - человек судьбы. В самом деле, когда правда вступает в борьбу с веками преступлений и лжи, земля сотрясается в конвульсиях, которые нам и не снились. Концепция политики похожа на поле брани, все формы власти старого общества взлетели в воздух, ибо обосновывались на лжи. Грядут войны, каких земля еще не видела. С меня начинается на земле великая политика, - так писал Ницше.

В основе его учения лежит идея аристократической концепции и сверхчеловека. Государство, право, законодательство, политика представляют собой служебные орудия, средства, инструментарий культуры. Последняя - проявление, обнаружение и образование космической по масштабам борьбы сил и воль. В понятие "сила" он

208

включает внутреннюю волю, названную им "волей к власти", т.е. постоянное стремление к власти и ее применению. При этом "воля к власти" есть специфическое свойство всех явлений, в том числе и политико-правовых.

Не "общество", где отсутствует прогресс, а культурный комплекс составляет предмет его главного интереса. Максимальное количество власти, которое человек в состоянии усвоить и является главной ценностью, единственным смыслом, целью и оправданием всего происходящего. Поэтому социально-политическую историю Ницше характеризует как борьбу двух воль к власти - воли сильных (высших видов, аристократических господ) и волю слабых (массы, рабов, толпы, стада).

Первая - это подъем, воля к жизни, высокая культура аристократична; вторая - инстинкт упадка, воля к смерти, господство "толпы", ведет к вырождению культуры, к декадансу. Мораль - орудие рабов против господ, оправдание господства стада. История человечества есть процесс вырождения господства здоровых жизненных начал и победы массы слабых и угнетенных над аристократией сильных и это возможно в будущем - такова идея вечного возвращения.

"Самое холодное
из всех чудовищ -
государство"

На основе идеи вечного возвращения, Ницше в качестве образца для строя новой аристократии берет историю господства древней аристократии в Индии, 1реции и др. естественно, что представители высокой культуры нуждаются в труде громадного большинства (рабов) для своего освобождения от физического труда. Аристократической теории подчинена идея происхождения и роли государства как средства насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

Как бы ни было сильно в отдельном человеке стремление к обогащению, только железные тиски государства могут сплотить друг с другом большие массы настолько, чтобы могло начаться то химическое разложение общества и образование его новой пирамидальной надстройки.

Ницше отдает принципиальное предпочтение культуре и гению, возможных лишь при господстве немногих и рабства большинства, перед государством и политикой, правомерных лишь постольку, поскольку "надлежаще служат аристократической культуре и гению". И, таким образом, цель человечества состоит в его "совершеннейших экземплярах".

209

Ф. Ницше
Ф. Ницше

А поскольку современность, как полагал Ницше, принадлежит посредственным людям, то пересмотр всех существующих ценностей, новое воспитание человека должно рассматриваться в качестве "необходимого момента движения к грядущему строю новой аристократии". И поэтому все неаристократическое - упадочно, либерально - демократично. Устами Заратустры Ницше отвергает современное ему государство - этот "новый кумир" толпы.

Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Оно холодно лжет и ложь ползет из уст его. Смешение добра и зла на всех языках - это знамение даю я вам как знамение государства. Поистине волю к смерти означает это знамение!

Характеризуя государство как "смерть народов", учреждение лишь для "лишних людей", Ницше призывает освободиться от почитания государства.

Там, где оканчивается государство, начинается впервые человек, который не есть лишний: там начинается песнь тех, кто необходим, мелодия, единожды существовавшая и невозвратная. Туда, где оканчивается государство, туда смотрите, братья мои! Разве вы не видите радужное небо и мост, ведущий к сверхчеловеку? - Так говорил Заратустра.

Смысл антиэтатизма в отказе доверия современному государству как союзнику аристократической культуры, поскольку оно оказалось в руках плебейского большинства.

Образцом политики для него является макиавеллизм. Переоценивая все ценности общественной жизни, культуры, Ницше стремится внедрить политику, свободную от морали, в виде принципов "великой политики добродетели".

В проповеди того, что у человека нет более высокого долга, чем служить государству, он находит не просто языческую деградацию, а крайнюю тупость. "Культура и государство - антагонисты", - повторяет Ницше. По Ницше, имеет принципиальное значение.

Государство- есть мудрая организация для взаимной защиты личностей; если чрезмерно усовершенствовать его, то под конец личность будет им ослаблена и даже уничтожена, т.е. будет в корне разрушена первоначальная цель государства.

210

Правомерность аристократического кастового строя Ници обосновывает тем, что в каждом "здоровом" обществе имеются гениальные люди - немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи права, порядка и безопасн сти (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) проч масса посредственных людей. И это биологически предопределен

Порядок каст, ранговый порядок, лишь формулирует высший закон самой жизни; разобщение трех типов нужно для поддержания общества, для того, чтобы сделать возможным высшие и наивысшие типы.

Ницше различает два типа - аристократический (теплица д. высокой культуры и сильной породы людей) и демократический (упадочная форма). "Самой величественной формой организаци! Ницше считает Римскую империю и высоко оценивает императо скую Россию, единственную державу, "которая ныне являет прочной, которая может ждать, которая еще может нечто обещать России, противопонятию жалкому европейскому мелковладельч ству и нервозности, вступившим в критический период с основан ем германской империи".

Противник идей народного суверенитета, реализация которого ведет к потрясению основ и падению государства, допуская исчезновение государства в исторической перспективе, Ницше полагж что "менее всего наступит хаос, а, скорее, еще более целесообрг ное учреждение, чем государство, одержит победу над государевом" и отвергает содействие его ликвидации.

Аристократическая
концепция
договорного права

Ницше обосновывает правомерность привилегий, преимуществ и неравенства, отвергая идею свободы и равенства. Право есть производная от власти, ее истоком является право воины. В основе его логики лежит утверждение о том, что "право есть преимущество" и это определяется бытием. "Неправота никогда не заключается в неравных правах, она заключается в притязании на "разные" права". Люди неравны и это справедливо. А коли так, то и правовая справедливость исходит из принципа неравенства правовых притязаний различных индивидов - в зависимости от того, к кому они относятся: к аристократическим верхам или к ординарным "нулям" толпы. Право - результат войны и победы, "победителю принадлежит побежденный с женой, детьми, всем имуществом. Сила дает первое право, и нет права, которое в своей основе не являлось бы присвоением, узурпацией, насилием". Стоя на позициях аристократически-кастового правопорядка, он утверждает,

211

что право войны и победителя - подлинное естественное право.

По логике право мирного времени фиксирует результаты войны и является определенным договором борющихся сил: "Без договора нет права". В соответствии с договорным правом наш долг - это права других на нас, а наши права - та доля нашей силы, которую другие не только признали, но и охраняют.

Идеалом для Ницше являются аристократические правовые институты греков, законы кастового строя Ману.

Кастовый порядок, высший доминирующий закон, есть лишь санкция естественного порядка, естественной законности первого ранга, над которой не имеет власти никакой произвол, никакая "современная" идея.

Что касается современных законов, то их он называл "стадным законодательством".

Поиск строя новой аристократии он связывал с большой политикой - борьба за мировое господство, невиданные ранее войны. Вокруг нее будет развязана духовная война. Время мелкой политики (взаимная вражда и рознь европейцев) прошло. Именно следующее, двадцатое, столетие будет временем большой политики. Демократическое движение в Европе приведет к порождению человеческого типа, приготовленного к новому рабству, и тогда появится "сильный человек" - без предрассудков, опасного и привлекательного свойства, "тиран". Именно "воспитание новой, управляющей Европою, касты" и является проблемой Европы.

"Благо войны
освящает
всякую цель"

В контексте вечной борьбы различных воль к власти, насильственного характера самой жизни Ницше развивает и свои взгляды на войну, отвергая мир.

Собратья по войне! - обращается ницшевский Заратустра к своим слушателям. - Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир - больше, чем долгий... Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю, что благо войны освящает всякую цель. Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему.

С войной Ницше связывает надежды на новую высокую культуру. "... Война для государства такая же необходимость, как раб для общества". Здесь война и военное сословие выступают как прообраз государства.

Против войны можно сказать: она делает победителя глупым, побежденного - злобным. В пользу же войны можно сказать: в обоих этих

212

действиях она варваризирует людей и тем делает их более естественными; для культуры она есть пора зимней спячки, человек выходит из нее более сильным для добра и зла.

Ницше отвергает революции и восстания угнетенных, расценивая их как угрозу культуре. "... Грядущему столетию предстоит испытать по местам основательные "колики", и Парижская коммуна, находящая себе апологетов и защитников даже в Германии, окажется, пожалуй, только легким "несварением желудка" по сравнению с тем, что предстоит".

При жизни Ницше не получил широкой известности. Но последующее влияние его идей подтвердило надежды мыслителя: "Только послезавтрашний день принадлежит мне. Некоторые рождаются посмертно". Идеологи фашизма и национал-социализма объявили Ницше своим предтечей.

В XIX в. сложились основные варианты политико-правовых учений: традиционализм (консерватизм), либерализм, позитивизм, социологические концепции, утопический социализм, анархизм, социал-демократизм, марксизм. При всех разногласиях и острых дискуссиях представителей различных течений социалистической политико-правовой идеологии критика ими откровенных несправедливостей первоначального капитализма способствовала изживанию некоторых из них, совпадала с общей тенденцией социализации гражданского общества и содействовала ее осуществлению. Самой влиятельной силой конца XIX - начала XX в. стал марксизм, чему способствовала не только логичность его идей, но и растущее рабочее движение, создание руководящих партий.

213