13.2. Охранительный либерализм
Н.М. Карамзина

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) в 1801 г. был назначен императором Александром I придворным историографом. Находясь на государственной службе, он создает "Историю государства Российского", где излагает свои взгляды на политико-правовые проблемы и конкретизирует их в "Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях" (1811). Царь ходу Записке не дал и она оказалась не известной для современников.

Большое влияние на формирование взглядов Карамзина оказало русское масонство, а его политическая концепция вдохновлена просветителями (Монтескье признавал монархию, смягченную просвещением, лучшей формой современного государственного устройства).

Политико-правовая концепция Карамзина получила в науке название охранительного либерализма.

Наилучшая форма правления, по Карамзину, - абсолютная монархия, не обязательно наследственная, но опирающаяся на законы. В обоснование он приводил доводы о недостаточной нравственности и политической грамотности на Руси, географические факторы (обширность территории, численность) и ссылки на былое историческое величие. Правители, законодатели действуют по указанию истории и смотрят на ее листы как мореплаватели на чертежи морей"...

217

"Предмет самодержавия есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу".

Разделение властей - недопустимо. Государь является законодателем, но исполнение законов обязательно для всех.

Властно-управленческий аппарат, по Карамзину, включал в столице Сенат и Синод, а на местах состоял из губернаторов, священников и полиции. Сословия: дворянство (пользуются привилегиями и уважением, имеют достаток и занимают высокие должности), духовенство ("учительское сословие", оно "нравственно и образованно"), купечество и крестьянство.

Как сторонник естественно-правовой теории, Карамзин считал ошибкой Годунова лишение вольных крестьян свободы (приписал к помещикам). Но возврат в прежнее состояние приведет к беспорядкам, крестьяне начнут пьянствовать и злодействовать. В сохранении порядка монарх опирается на свою опору - дворян, "хранителей порядка и тишины". Выход он видел в установлении "благоразумной власти помещика" и контроля за ними губернатора. Карамзин считал русский бунт не проявлением дикости "непросвещенного народа" или результатом происков плутов и мошенников, а следствием антинародной политики князей, властей, чьи неправедные действия вынуждали народ на бунты.

Во внешнеполитических отношениях Карамзин придерживался мирной ориентации. Его расхождения со Сперанским заключались не в содержании политических взглядов (оба хотели видеть Россию "на законах непременных"), а в способах их реализации. Сперанский стоял за реформы, а Карамзин считал, что вывеска (форма) не меняет сути, нужны подготовленные кадры. При этом он ссылался на пример Петра I, его "мужей знаменитых". Поэтому назначение следует осуществлять "по способностям". А учреждение новых структур ведет к разделению властей.

Власть на местах должны осуществлять губернаторы, для чего надо подобрать 50 умных и компетентных мужей. А поскольку центральный аппарат полон взяточников, некомпетентных и безответных чиновников, то надо и готовить грамотных и специально обученных людей. И желательно несколько ослабить центральную власть и усилить ее на местах. Успех же он видел в нравственности и компетентности.

В нравственном государстве законы гражданские должны полностью соответствовать законам естественным. А поэтому при составлении

218

законов надо тщательно все "за" и "против" обдумывать. К тому же, назрела необходимость в проведении инкорпора-тивных и кодификационных работ.

219