14.5. Консервативная
политико-правовая мысль

В консервативной политико-правовой мысли принято выделять консервативный политический романтизм и консервативную политическую утопию. Для первого было характерным стремление культурно-социальный идеал воплотить в реальную жизнь, для второго - активная борьба с конкурирующими утопиями - либеральной, радикальной, социалистической.

262

Н.Я. Данилевский:
теория культурно-исторических
типов

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) за пропаганду идей Фурье и участие в кружке петрашевцев в 1849 г. был заключен в Петропавловскую крепость, где провел 100 дней. В 1852 г. переведен в канцелярию самарского губернатора, с 1862 г. член государственного Ученого комитета, с 1884 г. - тайный советник. Основное произведение Данилевского "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому" (1869). Эту книгу император Александр III рекомендовал всем преподавателям истории в качестве настольного руководства.

В этой книге Данилевский первым осуществил классификацию культурно-исторических типов человеческого общества. История - это смена культурно-исторических типов, - считает ученый. Каждый культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к - цивилизации. "Вопрос о лучшей форме правления решается не политической метафизикой, а историей", - писал Данилевский. Все политические настроения Данилевского определялись идеалом славянства, как качественно новым, совершенным культурно-историческим типом, который отличается от Европы слиянием всех начал, всех линий развития и которому свойственны многообразие социально-политического состава, опора на сельскую общину и крестьянский надел.

Представления Данилевского о государстве органически связаны с его взглядами на национальный вопрос.

Народность составляет поэтому самую существенную основу государства, самую причину его существования, и главная его цель и есть охранение народности... Государство, не имеющее народной основы, не имеет в себе жизненного начала и вообще не имеет никакой причины существовать...", - писал Данилевский.

А что не национально, то не имеет права на существование "в политическом мире", и далее Данилевский приходит к выводу, что политические формы, выработанные одним народом, для этого народа и годятся, и отвергает внешнее следование чужому опыту, его слепое копирование.

Каждый народ, по Данилевскому, в своем развитии проходит циклические стадии - рождение, молодость, дряхлость и смерть, переходит от племенной воли к гражданскому состоянию, проходит

263

через различные формы зависимости - рабство, данничество, феодализм, которые вполне естественны и составляют "историческую дисциплину и аскезу народов".

Так, Данилевский критиковал социализм за игнорирование национальных особенностей, утопизм и космополитизм.

Возражая утверждениям западных критиков о неспособности русского народа стать свободным народом, он писал:

Едва ли существовал и существует народ, способный вынести и большую долю свободы, чем народ русский, и имеющий менее склонности злоупотреблять ею.

Основу для такой уверенности он находил в привычках русского человека к повиновению, в его доверчивости к власти, в отсутствии властолюбия, в его "непритязательности, умеренности в пользовании свободой".

Византизм
К.Л. Леотьева

Философ, писатель, политический мыслитель и публицист Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) был озабочен опасностью перемен для самобытности и цельности народного организма, и, прежде всего - опасностями надвигающегося эгалитарно-либерального прогресса.

Надо просить Царя, чтобы он держал нас грознее, ...пора перестать бояться страшных слов, раз дело идет о необходимости спасать Россию от грядущего зла. Надо не останавливаться и перед насилием, ибо без насилия нельзя.

Леонтьев разделял позицию Данилевского о смене культурных типов, причем каждый из них "имел свое назначение и оставил по себе особые неизгладимые следы". Однако государственные организмы нельзя мерить несколькими годами, они подчиняются циклу длительностью 1200 лет. Он отвергал либеральный эгалитаризм, сближая и часто отождествляя его с анархизмом и с эгалитаризмом социалистов. В обсуждении перспектив последнего он предсказывал появление особого, "нового социалистического феодализма".

Природу "русской государственности" Леонтьев выводил из византийского и отчасти европейского наследия.

Мы создали великое государство; но в этом Царстве почти нет своей государственности... То же и право: русское право ... есть право европейское, слегка окрашенное византизмом там, где государственность соприкасается с религией.

Основываясь на анализе тенденций и общих закономерностей жизни государственных организмов, он утверждал, что вначале в

264

государстве всего сильнее проявляет себя аристократическое начало, в середине жизни - тенденция к единоличной власти и лишь "к старости и смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало". В "великорусской жизни и государственной жизни" он видел глубокое проникновение византизма, т. е. единства сильной государственности с церковью.

Я хочу сказать, что царизм наш, столь для нас плодотворный и спасительный, окреп под влиянием православия, под влиянием византийских идей, византийской культуры. Византийские идеи и чувства сплотили в одно тело полудикую Русь

Основная политическая идея Леонтьева - византизм, противопоставляемый славизму, воплощает крепкое монархическое государство, аскетическое православие, общинность. Изменяя византизму, "мы погубим Россию; перед угрозой надвигающегося западного эгалитаризма следовало бы "подморозить прогресс".

Государство, по Леонтьеву, - форма национального самосознания, которая освящена религиозной верой. Пути развития Российского государства, основные направления внутренней политики должны быть связаны с восстановлением, охранением и укреплением трех традиционных начал - византийского православия, самодержавия и сельского общинного быта. Надо "подморозить Россию", чтобы она не гнила", - писал он.

K. Л. Леонтьев
K. Л. Леонтьев

Он предложил оригинальный вариант "государственного социализма" - соединения монархии с социализмом. Политическая программа Леонтьева состояла в уменьшении налогов, сокращении числа школ, кабаков и "судебных любезностей" при одновременном увеличении числа больниц, церквей, монастырей, развитии местного самоуправления с введением "отеческого самоуправства в высших сферах власти".

В 1871 г. Леонтьев, оказавшись на пороге смерти, пережил сильнейшее религиозно-мистическое потрясение, свершилось "страстное обращение к личному православию". Он дал обет постричься в монахи, для чего отправился на Афон и прожил там более года, там его благословили на иноческий путь. Последние 15 лет жизни Леонтьева связаны с Оптиной пустынью. В августе 1891 г принял постриг и стал иноком

265

Климентом, а 12 ноября 1891 г. Леонтьев умер в Троице-Сергиевой лавре.

я понял почти сразу и то, что я сам лично вне православия спасен быть не могу, и то, что государственная Россия без строжайшего охранения православной дисциплины разрушится еще сильнее многих других держав, и то, наконец, что культурной самобытности нашей мы должны по-прежнему искать в греко-российских корнях наших , - писал Леонтьев

"Монархическая
государственность"
Л.А. Тихомирова

Политический деятель, религиозный философ Лев Александрович Тихомиров (1852-1923) - автор четырехтомника "Монархическая государственность" (1905) и работы "Единоличная власть как причина государственного строения" (1897). С ранних лет Тихомиров увлекся революционными идеями, участвовал в деятельности студенческих кружков, был арестован и проходил по делу "193-х". Четыре года провел в Петропавловской крепости, после освобождения участвовал в работе "Земли и воли", а потом (после раскола) примкнул к "Народной воле", став одиним из ее идеологов. После убийства Александра II уехал в эмиграцию, где пережил глубокий внутренний кризис и порвал с революционной деятельностью, написав даже брошюру "Почему я перестал быть революционером" (1888), получившую широкую известность. Получив помилование Александра III, он вернулся в Россию. С 1890 г. Тихомиров - сотрудник крупнейшей монархической газеты "Московские ведомости" (впоследствии он стал ее издателем и главным редактором). В 1914 г. он отошел от общественной деятельности и углубился в разработку религиозно-философских вопросов.

В своей творческой деятельности Тихомиров сформулировал понятие неоконсервативного подхода к развитию государства и права. Он просматривает три основные системы: аристократическую, демократическую и монархическую. Демократическая система всегда была чревата опасностью "безграничного господства партий" и самого страшного вида деспотизма - его демократической модификации. Наиболее приемлемой формой власти на высшем уровне может быть только монархия, на уровне управленческом (исполнительском), комбинирующая другие типы власти: аристократическая и демократическая.

Л.А. Тихомиров считал, что монархическая власть в истории России всегда играла роль политического фактора, противостоящего анархии и деспотизму. По Тихомирову, демократию нельзя рассматривать в качестве высшей ступени эволюционного развития

266

структур власти. Вообще смена типа власти не подчиняется никаким законам эволюции, и только революционный переворот в силах осуществить такую замену.

По своей природе русские люди могут быть только монархистами либо анархистами: демократические формы западного образа никогда не были близки национальному сознанию. Но конституционное движение в России есть существующий факт, однако, столкновение России с Европой вызвало духовный кризис: заимствовать у Европы просвещение и в то же время признавать свое самодержавие, свою церковь выше европейской было серьезным противоречием. В конце XVII-XVIII вв. Россия так и не смогла отречься от своей религиозной и политической веры, но не смогла и развить в себе эти начала. Противостоять разлагающему европеизированию можно было, лишь опираясь на православие. Тихомиров не разделяет монархию и православие.

Монархия есть верховная власть нравственного идеала. Единоличная власть способна быть верховной только тогда, когда нация ставит некоторый всеобъемлющий нравственный идеал над своим политическим творчеством, т.е. выше государства. Если монархия начнет работать над подчинением морали политике, она тем самым отнимет у нравственного начала его верховенство, а стало быть, уничтожит и себя, как силу верховную.

Тихомиров считал, что монархическая идея для русских есть тот нравственный идеал, который с начала исторического существования нации составил основу ее природы. Когда творческая сила этой идеи оказывается исчерпанной, наступает начало конца, предверие смерти нации.

Абсолютизм порождает бюрократию. Если система демократического представительства создает почву для господства парламентов и политиков, то в монархиях идея представительства порождает бюрократию в чистом виде. При этом в демократиях фальсифицируется народная идея, в монархиях - воля монарха. И все же вершиной бюрократии является парламентаризм: автомизация мнений и программ, заведомая ложь заявлений, склоки и профанация сопровождают парламентскую деятельность.

Идеальная монархия, писал Тихомиров, стоит на двух основаниях - религии и корпоративном устройстве общества. Но в России и то, и другое требуют обновления, и Тихомиров предлагал ряд конкретных мер: изменение системы церковного управления, приемлемое решение рабочего вопроса, создание монархического народного представительства и т.д.

267

Но наиболее важным для укрепления монархической государственности он считал восстановление духовного здоровья личности и общества, прекращение бунта против Бога. С умиротворения души начнется и оздоровление социального общества, воплощение которого и есть монархия.

Однако предложенные пути спасения России не были замечены ни обществом, ни Столыпиным, консультантом которого по рабочему вопросу он являлся. Тихомиров прогнозировал крушение самодержавия и приход к власти радикальной социал-демократии.

Общий тип социал-демократического строя и все условия рождения его предсказывают новому обществу будущее, насквозь пропитанное деспотизмом, дисциплиной и централизацией. ... нарождается строй, в котором общество - все, личность ничто, - писал мыслитель.

Русские сами должны решать свою судьбу, очевидные и вечные истины находятся у них в руках - православие, монархия, народность.

Победоносцев: "свобода,
равенство, братство...
заключают в себе вечную
истину нравственного,
идеального закона"

Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) был сыном профессора словескости Московского императорского университета. Во многом это определило его жизненную стезю. В 1846 г. он окончил училище правоведения и посвятил себя научно-педагогической деятельности. В 50-х годах XIX в. он читал курс гражданского права в Московском университете, стал сенатором II департамента Министерства юстиции. С 1861 г. преподавал основы права и государства великим князьям и непосредственно будущему императору Александру III. В 1880 г. К.П. Победоносцев был назначен обер-прокурором св. Синода.

В лице г. Победоносцева, - писал выдающийся русский цивилист Г.Ф. Шершеневич, - мы видим совершенно особый тип юриста, не подходящий к большинству русских ученых. Не поддаваясь влиянию западной науки, не связанный выводами предшествовавших русских ученых, г. Победоносцев отличается полной самостоятельностью на исторические и догматические вопросы русского права. Спокойный и тонкий анализ, бесстрастное изложение, упорный консерватизм в вопросах de lege ferenda - таковы отличительные черты г. Победоносцева как ученого... 1

В методологическом плане К. П. Победоносцев формировался как юрист на изломе той юридической эпохи, когда господство исторического

268

К.П. Победоносцев
К.П. Победоносцев

направления в европейской юриспруденции постепенно стало смещаться в сторону возобладания догматического подхода. Юридической "догматикой" русские правоведы называли систему изложения общих и отраслевых начал законоведения "в том виде, в каком они развиты в настоящее время в сознании философов-юристов и политиков"1. Речь шла о том, чтобы юридическая техника способствовала применению отчасти абстрактных юридических категорий в правоприменительной деятельности. Ведь это было время судебной реформы в России (1864).

В 1868 г. К.П. Победоносцев стал издавать трехтомный "Курс гражданского права", представлявший собой научную трактовку всеобщего и особенного в русском гражданском праве. В этой работе прослеживается стремление автора к точному изложению действующего права на основании извлечения и объяснения смысла его положений. Очевидно, что в немалой степени поэтому решения гражданского кассационного департамента Сената в 70-90-х годах XIX в. подкреплялись ссылками на труды Победоносцева.

Как философ права, К.П. Победоносцев в большей степени обращал внимание не столько на всеобщность и необходимость права, сколько на факторы разнообразия и изменчивость содержания норм права. Так, он полагал, что

в применении к жизни всякое положение науки и философии имеет значение вероятного предположения, гипотезы, которую необходимо всякий раз поверить здравым смыслом и искусным разумом, по тем явлениям и фактам, которым требуется приложить ее иное применение общего начала было бы насилием и ложью в жизни 2

Во многом, исходя из этих соображений, П. Победоносцев рассматривал особенности развития государства. Будучи цивилистом по образованию и роду деятельности, он рассматривал государство как некий институт, воплощенный в достаточно формализуемый образ учреждения, в состав которого входят правительство и народ. А в основе "учреждений часто лежит идея, глубоко верная,

269

прямо истекающая из основ народного духа". По мнению К.П. Победоносцева, "это представление имеет корень в вековечном понятии о том, что у каждого человека есть живая душа, единая и бессмертная. Следовательно, имеющая безусловное бытие, которое не может истребить никакая человеческая сила".

Совесть как внутреннее осознание бессознательно ощущаемой индивидом истины своего существования, согласно К.П. Победоносцеву, лежит в основе русского правового мировоззрения:

между нами нет такого злодея и насильника, который посреди всех своих насилий, не озирался бы на попираемую им живую душу с некоторым страхом и почтением. Отнимите это сознание: во что превратится законодательство наше, правительство наше и наша общественная жизнь?

Большое место Победоносцев отводил церкви в качестве одного из факторов реализующих публично властные полномочия государства, поскольку он считал, что "религия, и именно христианство, есть духовная основа всякого права в государственном и гражданском быту и всякой истинной культуры".

Именно нравственно-духовные основы определяли его отношение к государственно-правовым проблемам. Не высказываясь прямо, он подвергал сомнению роль и значение монархического правления в России.

Однако К.П. Победоносцев достаточно детально рассматривал динамику развития государства от монархической формы государства к республиканскому государству. В своем анализе он исходил из того, что "демократическая форма правления самая сложная и самая затруднительная ... (поскольку) государственная власть призвана действовать и распоряжаться".

Именно поэтому Победоносцев писал:

формируя истинное определение парламентаризма, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей.

Этим сказано, что достаточно сложно найти противовес институту народного представительства, поскольку высока мотивация индивида, стремящегося к обладанию властью.

Однако К.П. Победоносцев поставил вопрос о том, что "выборы - дело искусства, имеющего, подобно военному искусству, свою стратегию и тактику". Он принципиально рассматривал проблему национализма, считал .ее "... пробным камнем, на котором обнаруживается ленивость и непрактичность парламентского правления".

270

Политико-правовые идеи Победоносцева были отражены в "Московском сборнике" (1896), который был издан к 50-летию служебной деятельности К.П. Победоносцева.

Он считал, что русский народ даже перемену формы правления не сможет воспринять. Ему казалось, что конституирование российской монархии приведет ее к падению. Так, он подчеркивал, что

политическая свобода становится фикцией, поддерживаемой на бумаге параграфами и фразами конституции, что ведет неотразимо к анархии, от которой общество спасется лишь одной диктатурой, т.е. восстановлением единой воли и единой власти в правлении.

Это предположение было вполне подтверждено российской государственно-правовой историей.

Консерватизм воззрений К.П. Победоносцева в вопросах развития государственных структур общества был вызван в немалой степени тем, что он был малым современником Французской революции и ее длительных государственно-политических последствий. Францию политически лихорадило с 1789 по 1870 гг. Ведь только одно принятие первой во французской государственной истории конституции 1791 г., превратившей Францию в конституционную монархию, привело к казне конституционного главы государства, Людовика XVI. Современные исследователи отмечают, что французское "новое конституционное государство при всей его прогрессивности не было демократическим, а в ряде сфер оно носило открыто антидемократический характер"1.

На глазах у Победоносцева в среднем каждые семь лет во Франции менялся политический режим или форма правления, а в среднем раз в 18 лет - то и другое одновременно. По существу французское общество было расколото революцией на новых республиканцев, старых дворян и монархистов и приверженцев диктатуры Наполеона Бонапарта, узурпировавшего все институты государственной власти в течение 1799-1802 гг. По этому поводу Победоносцев замечал, что "явилась Французская республика и скоро явила миру все гнусности, беспорядки и насилия революционного правительства".

Дав такого рода анализ современного ему государственно-правового развития событий, К.П. Победоносцев считал, что

политическая власть, которой ... добиваются демократы, раздробляется в этой форме на множество частиц, и достоянием каждого гражданина становится бесконечно малая доля этого права.

271

Исходя из этого, он сделал вывод о том, что "уравновешенным распределением свободы между всеми и каждым соединяется полнейшее нарушение равенства, или сущее неравенство".

Так же как и многие до него, Победоносцев стал жертвою устремления во власть. Его сближение с Александром III, еще когда тот был наследником Российского престола, привело к успешной карьере государственного чиновника высокого ранга. Как только в апреле 1880 г. К.П. Победоносцев был назначен обер-прокурором Синода, так уже в октябре стал членом Кабинета министров, хотя это и не предусматривалось российским законодательством того времени.

В итоге сближение профессора К.П. Победоносцева с семьей главы государства привело к тому, что он стал субъектом государственного права, "который распоряжался и от которого все зависит". Отчасти развитие государственных структур имеперии зависило и от него, но, тем не менее, считал, что

свобода, равенство, братство, как понятия, заключают в себе вечную истину нравственного, идеального закона, в нераздельной связи с вечной идеей долга и жертвы, на которой держится... весь организм нравственно-правового миросозерцания.

К.П. Победоносцев к 80 гг. XIX в. был одним из последних представителей консервативной государственно-правовой мысли.

272


1 Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского парва в России - Казань, 1893. - С.
1 Рождественский Н Энциклопедия законоведения -СПб, 1863 -С 23
2 Здесь и далее цит по изд Победоносцев К П Великая ложь нашего времени - М , 1993
1 Данилов С.Ю. Правовые демократические государства. - М., 1997. - С. 49.