14.6 Философия права B.C. Соловьева

Рассматриваемой эпохе в истории российского правоведения было свойственно одно чрезвычайно важное обстоятельство: возрастание авторитета православия, что положительно влияло на русскую религиозно-философскую мысль. Одним ее из ярчайших представителей был Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), сын известного русского историка С.М. Соловьева. В 1873 г. он закончил Московский университет, в 1880 г. в Петербургском университете защитил докторскую диссертацию, но вынужден был уйти в отставку за речь против применения смертной казни к революционерам (в связи с убийством Александра II народовольцами). Хотя B.C. Соловьев и не занимался специально проблемами государства и политики, но в его философской системе изложены многие правовые и политические проблемы - право и нравственность, христианское государство, права человека, а также

272

С. М. Соловьев
С. М. Соловьев

отношение к социализму, славянофильству, старообрядчеству, революции, судьбе России. Политические воззрения Соловьева органично соединены с религиозными, философскими и этическими взглядами.

Основу философии Соловьева составляло его учение о Богочеловеке и Софий-ности. Человеческое общество, согласно этой теории, проходит три основные ступени в своем развитии: экономическую ступень (начинается с семьи и в которой преобладают чисто биологические потребности человека); ступень политическую (с момента зарождения духовного общения между людьми); ступень собственно духовного общения людей (церковь). Применительно к России на политической ступени на первый план Соловьев выдвигает идею соборности (духовного и политического единения людей независимо от их сословной принадлежности).

Ключевыми для Соловьева были проблемы соотношения государства, общества и церкви, национального и универсального, сверхнационального, права и нравственности, власти и идеологии. В обсуждении проблем организации теократии ("богочело-веческого теократического общества") Соловьев выделяет три элемента ее социальной структуры: священники (часть божия), князья и начальники (часть активно-человеческая) и народ земли (часть пассивно-человеческая). Такое расчленение естественно вытекает из необходимости исторического процесса и составляет органическую форму теократического общества, причем эта форма "не нарушает внутреннего существенного равенства всех с безусловной точки зрения". Необходимость личных руководителей народа обусловливается "пассивным характером народной массы".

Политическая организация в представлении Соловьева, есть по преимуществу благо природно-человеческое, столь же необходимое для нашей жизни, как и наш физический организм. Христианство дает нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших природных благ - "и не выдергивает из-под наших ног той лестницы, по которой мы идем" (оправдание добра).

273

Здесь особое значение призвано иметь христианское государство и христианская политика.

Христианское государство, если оно не остается пустым именем, должно иметь определенное отличие от государства языческого, хотя бы они, как государства, имеют одинаковую основу и общую основу.

Существует, подчеркивает философ, нравственная необходимость государства. Сверх общей и сверх традиционной охранительной задачи, которую обеспечивает всякое государство (охранять основы общения, без которых человечество не могло бы существовать), христианское государство имеет еще прогрессивную задачу - улучшить условия этого существования, содействующие "свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия". Правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия "для достойного существования и совершенствования людей".

Другой важный аспект политической организации и жизни общества составляет характер взаимоотношений государства и церкви. Государство должно стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование. Нормальная связь церкви и государства находит свое выражение в "постоянном согласии их высших представителей - первосвятителя и царя". Рядом с этими носителями безусловного авторитета и безусловной власти должен быть в обществе и носитель безусловной свободы - человек. Эта свобода не может принадлежать толпе, она не может быть "атрибутом демократии" - настоящую свободу человек должен "заслужить внутренним подвигом". В качестве идеального Соловьев считал государство, в котором осуществлено единство (слияние) светской и духовной властей.

Но сила и значение Соловьева - отнюдь не в собственных политико-юридических построениях, а в его стремлении вернуть политике ее нравственные основания, которые он видел в христианстве. Нравственность составляет, по мнению философа, основу личной и общественной жизни в любом ее проявлении. Она должна лежать и в основе всех политических актов и действий.

Для правопонимания Соловьева характерно стремление выделить нравственную ценность права, правовых институтов и принципов. Такая позиция отражена у него и в самом определении права, согласно которому право есть "свобода, обусловленная равенством",

274

оно является прежде всего "низшим пределом или некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным". Высший же предел - это этическое поведение человека, в основе которого лежит глубокое религиозное чувство. Мыслитель пишет о трех "первичных (т. е. вечных) данных нравственности: стыд, жалость (милосердие) и благоговение. А поскольку политика и право в реальном проявлении далеко не всегда соответствуют этим "первичным основам", то люди должны к ним стремиться. Поэтому

господство над материальною чувственностью, солидарность с живыми существами и внутренне добровольное подчинение сверхчеловеческому началу - вот вечные, незыблемые основы нравственной жизни человека.

Естественное право и положительное право - для него лишь две различные точки зрения на один и тот же предмет. Их соотношение он раскрывает как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве.

В своем подходе к определению понятия права Соловьев отмечает, что "в основе права лежит свобода как характеристический признак личности". Правом определяется отношение лиц. То, что не есть лицо, не может быть субъектом права. Естественное право всецело сводится к двум факторам - свободе и равенству. При этом этический минимум присущ не только естественному праву, но и положительному.

Свобода есть необходимый субстрат, а равенство - его необходимая формула. Закон должен соответствовать праву, иначе он теряет свое правовое значение. Цель нормального общества и права составляет общественное благо. Эта цель есть общая, а не коллективная (не сумма отдельных целей). Эта общая цель по существу своему внутренне соединяет всех и каждого благодаря солидарным действиям в достижении общей цели. Право стремится осуществить справедливость. В общем определении права как свободы, обусловленной равенством, Соловьев подчеркивает здесь именно термин "равенство", так как только равное ограничение делает из свободы право.

Право (справедливость) пребывает в таком соотношении с религиозной моралью (любовью), в каком пребывают государство и церковь. При этом любовь есть нравственный принцип церкви, а справедливость есть нравственный принцип государства. Право в отличие от "норм любви, религии" предполагает принудительное требование реализации минимального добра. "Понятие права по самой своей природе заключает в себе элемент объективный или

275

требование реализации". Необходимо, чтобы право всегда имело силу осуществиться, т. е. чтобы свобода других "независимо от моего субъективного ее признания или от моей личной справедливости всегда могла на деле ограничивать мою свободу в равных пределах со всеми". Право в его историческом измерении предстает "исторически-подвижным определением необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага". Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспечено извне государством.

Сущность правового государства Соловьев видел не только в обеспечении прав личности, но и в справедливой координации междуобъектных отношений. Он подвергал критике различные формы идеологии. Либерализм он осуждал за отделение экономики от государства; его цели (свобода, равенство, братство) могут быть осуществлены только в христианстве. Социализм Соловьев критиковал за враждебное отношение к нравственному началу и прямое подчинение хозяйственному строю. Именно демократия и атеизм открывают путь Антихристу.

Соловьев со временем стал едва ли не самым авторитетным представителем отечественной философии права, много сделавшим для обоснования мысли о том, что право, правовые убеждения безусловно необходимы для нравственного прогресса. Будучи патриотом, он вместе с тем пришел к убеждению о необходимости преодолевать национальный эгоизм и мессианизм.

Россия обладает, быть может, важными и самобытными духовными силами, но для проявления их ей, во всяком случае, нужно принять и деятельно усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, которые выработаны Западной Европой. Наша вне-европейская и противу-ев-ропейская самобытность всегда была и есть пустая претензия; отречься от этой претензии есть для нас первое и необходимое условие всякого успеха.

К числу положительных общественных форм жизни Западной Европы он относил правовое государство, понимаемое им только как ступень к высшей форме общения - социальному государству.

Правовые и политические идеи Соловьева оказали заметное влияние на последующие поколения русских философов, философию права.

276