15.2. Правоведы русского зарубежья

Заметный вклад в историю политико-правовой мысли внесли правоведы русского зарубежья. Нередко в основе их научных интересов было исследование опыта Советской России.

Примат личности и
ее свободы
Н.А. Бердяев

Одним из самых авторитетных среди них был . Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948), профессор Московского университета, высланный в 1922 г. из Советской России. Его взгляды изложены в таких работах, как "Философия свободы", "Философия неравенства", "Основные проблемы русской мысли", "Истоки и смысл русского коммунизма". Бердяев происходил из дворянской семьи, ведущей свое начало из древнего русского дворянского и татарских родов и от потомков французских королей. За участие в социалистическом кружке он был отчислен из Киевского университета. Не получив законченного университетского образования, он сумел стать на редкость образованным человеком, избирался профессором Московского университета.

Центральная идея его учения - примат личности и ее свободы. Личность абсолютна автономна. Поэтому диктатура, в каких бы формах она не выступала, неизбежно вырождается в тоталитарные режимы. И в связи с этим он выступал и против коммунизма (равенство есть "пустая метафизика") и против буржуазного общества. Но при этом он подчеркивал, что марксизм представляет собой в любом случае "очень серьезное явление в исторических судьбах человечества".

Бердяев считал, что государство оправдано, но относился к нему резко критически. Он писал:

Хозяйственно-государственно-правовая общественность, консервативная, либеральная или революционная, феодальная, буржуазная или социалистическая - всегда общественность по необходимости, а не свобода, всегда - приспособление, а не творчество, всегда ветхая общественность.

288

Государство - необходимое зло и "начальствующий носит меч не напрасно" "Государство есть состояние враждующих" Однако Бердяев, ссылаясь на Новый Завет, признает и оправдывает государство и право подчинением, ибо закон "нужен еще и все еще должен изобличать грех".

Государство есть выражение воли человеческой, относительной, субъективно произвольной, абсолютной объективно разумной, право есть свобода, государство - насилие, право - голос Божий в чинности, государство безлично и в этом безбожно

Н.А. Бердяев
Н.А. Бердяев

Следуя логике его рассуждений, естественно считать его сторонником "государственного корпоративизма", т. е. таких объединений, которые не включены в систему государственной организации. Одновременно Бердяев подчеркивал, что в "государстве нет творчества" Оно есть "не откровение общения", но выражение разобщенности В нем господствует "послушание закону людей, погруженных в грех", государство и "само легко погружается в грех".

Государство имеет одинаково человеческое, субъективно-произвольное и божественное происхождение, и в его основе лежит не только любовь, но и принуждение, но и право Бердяев отвергал рационалистические теории государства, которые выводят его природу из взаимодействия личности и общества, общественного договора или экономических отношений; отрицал естественное право, предпочитая ему право историческое Естественным для каждой нации он считал стремление к образованию и укреплению своего государства Государство должно иметь национальное ядро, национальную идею, подчиняться национальному началу

Бердяев отвергал и критиковал универсальные политические формы, социалистическое государство называл "сатанократией"

Тему о власти и об оправданности государства Бердяев называл "очень русской темой" и повторял вслед за К. Леонтьевым, что русская государственность с сильной властью была создана благодаря татарскому и немецкому элементам В русской истории он выделял "разные России" - киевскую, татарскую,

289

московскую, петровскую, императорскую и советскую. Зло и грех всякой власти, считал Бердяев, русские чувствуют сильнее, чем западные люди. Право народа на революцию против омертвевшей государственности он относил к числу естественных прав. Русский коммунизм утверждает свет с Востока, который должен просветить буржуазный Запад.

Революционность, по Бердяеву, состоит в радикальном уничтожении прогнившего, изолгавшегося и дурного прошлого. Коммунизм есть русское явление, несмотря на марксистскую идеологию.

Коммунизм есть русская судьба, момент внутренней судьбы русского народа, ...революции я считаю неизбежными. Они фатальны при отсутствии или слабости творческих духовных сил, способных радикально реформировать и преобразовать общество. Но всякое государство и всякая революция, всякая организация власти подпадает господству князя мира сего.

Русская революция "пробудила и расковала огромные силы русского народа. В этом ее главный смысл".

Бердяев с большим сомнением относился к возможности существования "христианского государства", так как само христианство лишь "оправдывает и освящает государство" и государственная власть сама по себе - явление порядка "природного, а не благодатного". Кроме того, всякое государство по природе своей явление также и двусмысленное - оно имеет положительную миссию ("ненапрасное, провиденциальное" значение) и вместе с тем эту самую миссию оно "извращает греховной похотью власти и всякой неправдой".

Социализм и анархизм - как последние соблазны человечества - в конце концов "доходят до небытия" в силу своей жажды равенства (социализм) либо в своей жажде свободы (анархизм).

Бердяев оказал влияние на развитие французского персонализма; получил известность на Западе как главный выразитель традиции русской религиозной идеалистической философии. И хотя в молодости он принадлежал к легальным марксистам, пытался сочетать марксизм с неокантианством, развивал теорию этического социализма. Впоследствии он станет идеологом антикоммунизма. Это был признанный авторитет в области философии экзистенциализма.

Как отмечает один из исследователей его научного наследия, "в первой половине века Россию многие изучали по Бердяеву, а его самого называли то апостолом, то пленником свободы, то мятежным

290

пророком, нетерпимым к раболепию и компромиссам". Он и сам признавался, что всю свою жизнь вел борьбу за свободу и что все столкновения с людьми и направлениями происходили у него из-за свободы.

И.А. Ильин:
государство -
"духовное единство
людеи"

Мыслитель, государствовед, общественный - деятель Иван Александрович Ильин (1883 - 1954) был сторонником того направления, которое стремилось в XX в. соединить идеи естественного права с христианским мировоззрением. Окончив юридический факультет Московского университета, он в течение 10 лет преподавал в нем.

В 1922 г. был выслан из Советской России. До прихода нацистов к власти жил и работал в Берлине, но с их приходом был лишен права на преподавательскую деятельность. С 1938 г. жил в Швейцарии. Основу естественного права Ильин определяет как "достойную, внутренне-самостоятельную и внешне-свободную жизнь множества индивидуальных духов, составляющих человечество". Поэтому безусловным естественным правом каждого он называет право человека на самостоятельную и свободную жизнь. "Ни телом, ни душой" люди не равны друг другу, но по праву на достойную жизнь "каждый равен другому". Это право включает не только то "чтобы не погибнуть", но и право на образование, на "развитие души", на самоуправление человека как субъекта права. Но естественные права не создаются, а "осознаются". И чем больше люди их осознают и закрепляют в положительном праве, гарантируют их исполнение, тем более "цивилизованное общество предстанет перед нами".

Основываясь на историческом опыте человечества, Ильин утверждает, что авторитет положительного права и создающей его власти покоится на общественном договоре ("на общественном сговоре"), на признанных полномочиях законодателя, на "внушительном воздействии приказа и угрозы" и "прежде всего" на духовной правоте, или, что то же самое, на "содержательной верности издаваемых повелений и норм". В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ ее действия духовный. Власть есть сила воли и

назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определенности, завершенности, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению.

291

И.А. Ильин
И.А. Ильин

Далее Ильин формирует "аксиомы власти" (требования к организации власти): государственная власть должна принадлежать и применяться только на основе правового полномочия; она должна быть единой в пределах каждого политического союза ("как один Дух и его правота"); она должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу; политические программы могут включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес. Эти меры должны быть внеклассовыми и включать в себя только осуществимые меры и формы. Власть должна быть связана с распределяющей справедливостью, но иногда и отступать, когда этого требует "поддержание национально-духовного бытия народа". При этом справедливость, по Ильину, состоит в "беспристрастном, предметном учете, признании и отражении каждого индивидуального субъекта во всех его существенных свойствах и основательных притязаниях". Для реализации "распределяющей" справедливости необходимо "чувство собственного достоинства". Воспитательную роль чувства достоинства выполняет частная собственность как естественное право человека, которое должно защищаться законами, правопорядком и государственной властью. К тому же

частная собственность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать "мое" и "твое", приучая его к правовой взаимности и к уважению чувства полномочий, взращивая в нем верное чувство гражданского порядка и гражданской самостоятельности, верный подход к политической свободе...

Что касается государства, то в его основе - духовный союз людей, оно

есть нечто от духа и нечто для души. Оно есть духовное единство души. Оно есть духовное единство людей, ибо в основе его лежит духовная связь, предназначенная для того, чтобы жить в душах и создавать в них мотивы для правильного внешнего поведения.

Ильин выделяет тоталитарное и правовое государства. Правовое государство основывается всецело на признании человеческой личности - духовной, свободной, правомочной, управляющей собою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании.

292

Тоталитарный режим, напротив, покоится на террористическом внушении. Сама сущность тоталитаризма состоит не столько в особой форме государственного устройства (демократической, республиканской или авторитарной), сколько в объеме управления: этот объем становится всеохватывающим. Право и государство жизненны только там, где на высоте пребывает живое правосознание людей.

Анализируя достоинства и недостатки двух основных форм устройства власти в государстве, монархии и республики, Ильин в основу оценок брал меру их содействия росту духовности и свободного правосознания. Правопорядок складывается в обществе лишь тогда, когда

каждого из нас признают главным, самоуправляющимся духовным центром, личностью, которая имеет свободное правосознание и призвана беречь, воспитывать и укреплять в себе это правосознание и эту свободу.

И поэтому идеальная форма для России единовластие, монархия.

История как бы вслух произнесла некий закон: в России возможны или единовластие или хаос; к республиканскому строю Россия неспособна. И еще точнее: бытие России требует единовластия - или религиозного и национально укрепленного, единовластия чести, верности и служения, т. е. монархии; или же единовластия безбожного, бессовестного, бесчестного и притом антинационального и интернационального, т. е. тирании.

П.Б. Струве:
государство
"организация
порядка"

У истоков российской социал-демократии стоял - политик, историк, экономист, издатель Петр Бернгардович Струве (1870 - 1944), сын пермского губернатора, внук астронома В.Струве. В 1890-х годах П.Б. Струве - один из лидеров русского марксизма, организатор марксистских кружков. Вместе с М. Туган-Барановским редактировал марксистские журналы. В 1898 г. написал "Манифест" для образовавшейся РСДРП, затем стал сторонником критического направления в марксизме. Был в оппозиции к большевикам, сблизился с генералами Деникиным и Врангелем. С 1920 г. жил в эмиграции. Струве развивал идеи об особой культурной роли интеллигенции и ее взаимодействии с государством (сборник "Вехи" и сборник собственных статей "Patriotica"):

Беда русской интеллигенции: рационалистический утопизм, стремление устроить жизнь по разуму, оторвав ее от обыкновенных начал истории, ... от святынь народного бытия.

293

П.Б. Струве
П.Б. Струве

Отвергая общинный идеал русского социализма, особую роль в грядущей коммунистической революции Струве отводил пролетариату, признавая, что "капитализм не только зло, но и могущественный фактор культурного прогресса, - фактор не только разрушающий, но и созидающий...". По Струве, государство может выступать не только как "аппарат принуждения", но и как над- и внеклассовая "организация порядка".

"Я западник и потому - националист", - писал Струве.

Мы любим наш народ, но не поклоняемся ему. Так можно любить человека, относясь свободно к его личности, видя ее несовершенства и болея ими. Вообще... не следует поклоняться личностям, ни индивидуальным, ни собирательным. Их следует только любить. Наш идеализм поклоняется только идее личности, ценности бестелесной.

После 17 октября 1905 г. Струве писал:

...конституция существует в праве только в законе и отсутствует в жизни, в том политическом воздухе, которым дышит обыватель внутри страны, и она несомненно присутствует в том политическом воздухе, которым, как член международной семьи, дышит все государство.

"Коперниковская
революция"
в социологии.
П.А. Сорокин

В области правоведения имя социолога, культуролога Питирима Александровича Сорокина (1889 - 1968) связано с оформлением русской школы социологии уголовного права и криминологии. С 11-летнего возраста он и его старший брат вели самостоятельную жизнь бродячих ремесленников. Сорокин учился в сельской школе, усиленно занимался самообразованием. В 1904 г. поступил в церковно-учительскую школу, затем вступил в партию эсеров и стал агитатором. После переезда в Петербург учился на Черняевских курсах, вел просветительскую и агитационную работу среди рабочих. Поступил на юридический факультет Петербургского университета. Сотрудничал с М. Ковалевским (был его секретарем и ассистентом) и Л. Петражицким, В. Бехтеревым в качестве соредактора изданий по социологии, психологии, правоведению. В 1917 г. стал одним из редакторов эсеровской газеты "Воля народа", где публиковал свои статьи. В 1918г. был арестован и приговорен к расстрелу, но от смерти был

294

спасен ценой отречения от политической деятельности. В 1922 г. был выслан из Советской России. С 1923 г. жил в США, преподавал в Гарварде.

Хотя интересы Сорокина простирались в область философии, психологии, этики, истории и права, но в социологию он перешел после крупных изысканий в области криминологии и на этом поприще достиг наибольших результатов. Основной труд в этой области - "Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали " (1914).

Все правила поведения он объединил в три вида - дозволенные, запрещенные и рекомендованные. Каждой социальной группе людей соответствует свой шаблон поведения. А поскольку социальные процессы динамичны и поведение людей отстает от динамики развития, то необходимо менять шаблоны поведения. В противном случае в обществе неизбежны конфликты, когда одна группа людей заставляет другую посредством "наград" и "кар" соблюдать ее шаблоны. Конфликты принимают сознательно-мотивированную форму в виде таких категорий, как "должен", "обязан", "имеет право". Нарушение шаблона превращается в "преступление", реакция на него - в "наказание", "сверхнормальный акт" превращается в подвиг, а реакция на него - в награду.

В итоге Сорокин делает вывод о том, что человечество, поднимаясь от менее развитых обществ к более культурным, испытывает и более быструю смену шаблонов. В результате шаблоны сливаются, становятся органически присущими человеку, а это ведет к уменьшению надобности и целесообразности "давления кар и наград". С ростом культуры нужны и менее жестокие способы воздействия для преодоления социальных конфликтов.

На основе опыта истории Сорокин выводит "историческую тенденцию прогрессирующей быстроты эволюции и постепенного падения санкций, кривой кар и наград (преступлений и подвигов)". Новизна его подхода состоит в том, что

преступно карательные явления, изучаемые догматикой уголовного права, не охватывают всего класса однородных явлений и имеют дело лишь с маленькой частью целого класса. А в силу этого социолог может и должен не ограничиваться сферой официально-позитивных преступлений и кар (подвигов и наград), изучаемых уголовным правом (или имеющим равное основание на существование наградным правом), а может ловить свою "рыбу" и вне этой области, в более обширных морях социальной реальности.

295

П.А. Сорокин
П.А. Сорокин

Профессор В. Графский, анализируя позицию Сорокина к вопросу о соотношении права и морали, изложенную в работе "Социальная и культурная динамика", подчеркивает, что "право вообще и уголовное право в особенности характеризуются им как лучшие выразители перемен, происходящих в нравах, и этно-юридической ментальное™ в их повседневном рутинном проявлении".

Каждая культура, по Сорокину, имеет ряд деления человеческих поступков в таких терминах, как "правый и неправый", "одобренныи и неодобренныи", "моральный и неморальный", "законный и незаконный". Это деление обнаруживается еще в примитивных обществах, в древности и в наши дни. Оппозиционные элементы могут иметь и такую градацию: "правильный - более правильный - самый правильный". В отношении неправильных поступков тоже есть своя градация: преступления, проступки и нарушения. Градация проступков может быть и еще более сложной (дурной поступок, святотатство; героический поступок, святой, священный).

Всякий введенный в силу и действующий кодекс "официального" права является самым авторитетным, а также в известной мере самым точным и самым достоверным отражением этической ментальности и этической дифференциации поступков в высших классах.

Но здесь существенно одно обстоятельство. Дело в том, что всегда имеет место некоторое расхождение между ситуацией, которая характеризуется в "официальном законе", и психосоциальной ментальностью членов общества. И это расхождение тем больше, чем быстрее меняется социально-этическая жизнь. Официальные законы не могут быть изменены от случая к случаю, и поскольку общественная жизнь подвержена изменению постоянно, то вышеупомянутое расхождение является неизбежным. На это обратил внимание в свое время Петра-жицкий, который писал о конфликтах и расхождении между "официальным и интуитивным правом"
(В Графский).

По мнению Сорокина, уголовное право отражает этическую ментальность и этическую дифференциацию в большей мере, чем гражданское, конституционное и административное право. Это объясняется тем, что оно в большей степени связано с "неправильным"

296

поведением в его худших формах; оно больше других говорит о формах неправильного поведения; "градация преступлений является хорошим индикатором в сравнительном анализе тяжести специфического класса запретных деяний".

В дальнейшем интересы Сорокина сосредоточились главным образом на процессах социальной организации, дезорганизации и реорганизации, на обозрении истории человечества с акцентом на роли социальных факторов как главной причины социальных перемен. Сорокин был одним из авторов теории конвергенции.

Сорокин верил в конституционную роль права в человеческой истории: благодаря правовому принуждению человечество становится лучше, альтруистичнее. Правовой прогресс человечества приведет к достижению состояния, полной приспособленности человека к общественной жизни, т.е. к полной солидарности людей друг с другом". Сорокин был убежден, что именно социальное равенство - гарант социального мышления и действия.

Политико-правовая мысль России второй половины XIX - начале XX вв. характеризовалась большим количеством течений и направлений (реформизм, утопический социализм, революционное народничество, либерализм, консерватизм и др.) и была соориентирована на анализ социально-политических процессов в обществе. При всех разногласиях мыслителей критика ими несправедливости первоначального капитализма способствовала изживанию некоторых из них, совпадала с обшей тенденцией социализации гражданского общества и содействовала ее осуществлению.

297