Глава 16
Государственная доктрина
большевизма

В начале XX в. в российской социал-демократии сформировалось идейно-политическое течение, получившее название большевизм. Вначале под большевизмом понималось партийное большинство, сложившееся в ходе обсуждения и принятия резолюций и решений на II съезде РСДРП. Большевизм возник на базе теории марксизма, в условиях империализма, когда в России поднималась народная революция.

"Диктатура
пролетариата",
В.И. Ленин

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870 - 1924) считается основателем первого в мировой практике социалистического государства, организатор Союза Советских Социалистических Республик (1922), глава исполнительной власти республиканской России - Совета народных комиссаров в 1917 - 1924 гг.

Радикальное крыло социал-демократии, возглавляемое В.И. Лениным, в качестве главного постулата своей идеологии приняло идею диктатуры пролетариата. По Ленину, задача пролетарской революции отрицательная и заключается в насильственном уничтожении буржуазного государства и буржуазного общества. Он писал: "Мелкобуржуазные демократы, эти якобы, социалисты, заменявшие классовую борьбу мечтаниями о соглашении классов, представляли себе и социалистическое преобразование мечтательным образом".

В теории ленинизма государство понималось как особая организация силы, организация насилия для подавления одного класса другим. После пролетарской революции объектом подавления должна стать буржуазия: "Трудящимся нужно государство лишь для подавления сопротивления эксплуататоров, а руководить этим

298

B.И. Ленин
B.И. Ленин

подавлением, провести его в жизнь в состоянии только пролетариат" (т. 33, с. 24)1.

Конечной целью ленинизм ставил уничтожение государства как организованного насилия над людьми. По мере перерастания социализма в коммунизм будет исчезать надобность в насилии вообще, в подчинении одних людей другими.

Демократия же эксплуататорского общества - демократия для меньшинства. Всеобщее избирательное право, институты разделения властей и конституционного контроля - только идеологические ширмы, не выявляющие воли большинства народа, но отвлекающие его от революционной борьбы за социальное государство.

Диктатура пролетариата - это идея революционного отрицания всех досоциалистических государственных структур. Преемственность государственных форм тем самым отрицается: провозглашается отказ от старой политической и правовой культуры, парламентаризма и разделения властей. Мотивируется такое тотальное отрицание тем, что при всем разнообразии государственных форм все буржуазные государства по сути являются диктатурой буржуазии, "наемное рабство есть удел народа и в самой демократической буржуазной республике" (т. 33, с. 20). Диктатуру осуществляет не весь народ, а только "революционный народ". Волю одного класса "иногда осуществляет диктатор", который "иногда один более сделает и часто более необходим" (т. 40, с. 272).

Мотивация необходимости единоличной диктаторской власти сводилась к следующему: как всякая крупная машинная индустрия требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотни тысяч людей, так и революционные социалистические преобразования требуют беспрекословного повиновения масс единой воле руководителей:

Вся наша задача... встать во главе истомленной и устало ищущей выхода массы, повести ее по верному пути, по пути трудовой дисциплины.... Несомненно, что очень распространенным является мнение... будто единоличная диктатура несовместима ни с демократизмом, ни с советским типом государства, ни с коллегиальностью управлении. Нет ничего ошибочнее этого мнения (т.36, с. 200).

299

Новое государство "диктатуры пролетариата" есть, по Ленину,

централизованная организация силы, организация насилия для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой населения, крестьянами, мелкой буржуазией, полу пролетариатом в деле "налаживания" социалистического хозяйства.

В сфере государственного устройства В.И. Ленин отдавал предпочтение "централизованной пролетарской государственности" перед федеративной. На исторических примерах Франции и Швейцарии Ленин стремился доказать, что

свободы больше давала централистическая республика, чем федерали-стическая. Или иначе: наибольшая местная, областная и пр. свобода, известная в истории, дана была централистической, а не федеративной республикой, (т. 33, с. 74)

Федеративную форму большевики рассматривали как переход от монархии к централистической республике или как мелкобуржуазную, поэтому и анархистскую идеализацию. Реальной причиной создания федерации в России стал национальный вопрос, но не идеология ленинизма.

Революционный
радикализм.
Л.Д. Троцкий

Идея мировой революции (как и "перманентной", постоянно повторяющейся революции) стала главной в идеологии течения, сформировавшегося внутри социал-демократического движения Льва Давидовича Бронштейна (Троцкого) (1879 - 1940).

В троцкизме революция принимает некий священный характер. "Революция - это открытое соразмерение социальных сил в борьбе за власть. Государство не самоцель. Оно только рабочая машина в руках господствующей социальной силы"1.

Один из первых Троцкий сформулировал идею "перманентной революции", связывающую ликвидацию

абсолютной монархии с социалистическим переворотом, рядом нарастающих социальных столкновений, восстаний новых слоев массы, непрекращающихся атак пролетариата на политические и экономические привилегии господствующих классов2.

После Октябрьской революции эта концепция была перенесена в новую политическую ситуацию: революционные массы должны были применить старую тактику по отношению к новой бюрократии и партократии. Еще позже эта идея проявится в китайской "культурной революции" 60-х годов.

300

Л.Д. Троцкий
Л.Д. Троцкий

Троцкий считал, что содержание правительственной политики задает пролетариат. Ему принадлежит "господствующее и руководящее положение". Сама государственная власть (ее законодательная ветвь) станет могучим орудием революционизирования народных масс. В процессе революционных преобразований пролетариат принимает на себя ряд задач, которые обычно решает либеральная буржуазия. Эта особенность российской социальной структуры делает пролетариат руководителем крестьянства.

Господство пролетариата не только будет означать демократическое равенство, свободное самоуправление, перенесение всей тяжести налогового бремени на имущие классы, растворение постоянной армии в вооруженном народе, уничтожение обязательных поборов церкви, но и признание всех произведенных крестьянами перетасовок (захватов) в земельных отношениях1.

Элементы анархизма, содержавшиеся в идеологии радикального марксизма, проявилось в его нигилистическом отношении к государству и праву. Оба эти феномена должны были исчезнуть при наступлении коммунистической эпохи.

Перспектива государственности - отмирание:

Демократия есть тоже государство и, что, следовательно, демократия тоже исчезнет, когда исчезнет государство. Буржуазное государство может "уничтожить" только революция. Государство вообще, т.е самая полная демократия, может только отмереть.

При этом отождествляются демократия и насилие: именно такой и является пролетарская демократия, означающая также равенство или, "по-большевистски", уничтожение классов. Поскольку политическая демократия - формальное равенство, настоящее равенство - это равенство труда, заработной платы по отношению к владению средствами производства, т.е. экономическое равенство. Равенство предпочтительнее демократии, поскольку последняя отождествляется самим государством, а не свойством человеческого общежития.

Отдельно взятый, никакой демократизм не даёт социализма, но в жизни демократизм никогда не будет "взят отдельно", а будет "взят вместе",

301

оказывать свое влияние и на экономику, подталкивать ее преобразование, подвергаться влиянию экономического развития и т д 1

Демократия есть средство, но не цель социалистического развития. При этом истинная демократия - это диктатура пролетариата.

Характерные для троцкизма глобализм и интернационализм ("революция может быть мировой") подвергнутся позже резкой критике со стороны течения "национального социализма" (ратующего за построение социализма в одной отдельно взятой стране), связанного с именем Сталина.

С курсом на построение социализма в СССР Троцкий и его сторонники ("левая" оппозиция) связывали источники всех бед в развитии страны. Троцкий был исключен из партии и освобожден со всех постов, затем лишен советского гражданства. Уехав в эмиграцию, Троцкий продолжил политическую борьбу с советским руководством. В 1940 г. был убит.

Политические идеи
И.В.Сталина

Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) (1878 - 1953) - Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков (ВКП(б)), глава исполнительной власти СССР в 1940 - 1953 гг. Среди работ Сталина выделяются: "Об основах ленинизма" (1924), "К вопросам ленинизма" (1927), "О проекте Конституции Союза ССР" (1936), "Отчетный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б)" (1939).

Будучи политическим руководителем СССР, Сталин теоретически и практически воплощал в жизнь основной вопрос ленинизма, а именно: построение государства диктатуры пролетариата.

По мнению Сталина, - это "новое государство, с новыми органами власти в центре и на их местах, государство пролетариата, возникшее на развалинах старого государства, государства буржуазии".

Свой взгляд на природу государства вообще Сталин формулирует так: "Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников".

"Новый тип государства" есть вместе с тем исторический тип демократии - демократии пролетарской, советской, которая радикально отличается от демократии буржуазной. Для Сталина демократия не связана с реализацией индивидом всей совокупности принадлежащих ему гражданских и политических, социально-экономических

302

И.B. Сталин
И.B. Сталин

и культурных прав и свобод. "Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным - это почти ничего".

Сталин писал, что "руководителем в системе диктатуры пролетариата является одна партия, партия коммунистов, которая не делит и не может делить руководство с другими партиями". Большевистская партия мыслилась Сталиным в качестве своего рода могучего "ордена меченосцев", члены которого спаяны железной дисциплиной и подчиняются одной воле лидера.

Сталин сформулировал доктрину социалистической демократии как такое общественно-политическое состояние, при котором некие институты вроде бы привлекают, притягивают трудящихся к управлению государством. Эти институты определенным образом активизируют массы на поддержку решений, принимаемых политическим руководством государства.

Тезис Сталина об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма стал оправданием массовых злоупотреблений властью, нарушений законности, репрессий. Политика Сталина не привела даже к осуществлению основ идеалов социализма.

Политические
взгляды
Н.И. Бухарина

Николай Иванович Бухарин (1888 - 1938) был популярен не только среди русских коммунистов, в Советской России, он приобрёл и международную известность. Из его научных трудов выделяются следующие: "Мировое хозяйство и империализм" (1915), "Экономика переходного периода" (1920), "Теория исторического материализма" (1923), "Учение Маркса и его историческое значение" (1933).

В 1928 - 1929 гг., разойдясь со сталинским руководством, Бухарин возглавил так называемый "правый уклон", выступил против принудительной коллективизации и чрезвычайных мер. Был исключен из Политбюро ЦК ВКП(б), снят со всех постов. В 1937 г. был арестован ив 1938 г. расстрелян.

Право Бухарин отождествляет с законодательством, создаваемым государством.

Машина угнетения выступает под псевдонимом совокупности правовых норм, идеального комплекса, функционирующего в силу своей внутренней логики и убедительности

303

Он не приемлет "чистого права", разоблачает его (в полемике с Г. Кельзеном). Но при этом он обходит молчанием вопрос об относительной самостоятельности права (как системы, имеющей свою логику построения и движения) и желает доказать, что право лишь выполняет "работу по обслуживанию процесса эксплуатации".

Бухарин писал, что

правила государственной организации, т.е. общеобязательные нормы поведения, за которыми стоит весь аппарат принуждения, охраняют и облегчают воспроизводство процесса эксплуатации того конкретно-исторического типа, который соответствует данному способу производства и, следовательно, данному типу государства.

Понимание государства (и права) в качестве феномена насилия образует краеугольный камень и бухаринских суждений о государстве, доминирует в них. Если у К. Маркса "насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым", то у Бухарина вообще вся "конкретная история есть история насилия и грабежа". Государство и диктатура - вещи внутренне, органически связанные. По Бухарину, ни теоретически, ни практически, невозможно государство, не являющееся диктатурой.

Н.И. Бухарин
Н.И. Бухарин

Идея неизбежности диктатуры пролетариата образует, согласно Бухарину, сердцевину марксизма. Учение о диктатуре пролетариата, о ее роли, о ее формах, о ее значении он считает также "самым гениальным теоретическим построением Владимира Ильича... Учение о диктатуре пролетариата и Советской власти - евангелие современного пролетарского движения...".

Режим пролетарской диктатуры, которая монополизирует "все средства физического принуждения и духовной переработки людей", призван решить две задачи. Одна - уничтожение частнособственнических отношений, слом, разрушение буржуазной государственности, подавление классовых врагов пролетариата. Вторая задача - осуществление пролетарской властью принуждения... трудящихся. Принципиальная установка такова: "государственное принуждение при пролетарской диктатуре есть метод строительства

304

коммунистического общества". Этой установке Бухарин старался оставаться верным всегда.

В рассуждениях о диктатуре пролетариата Бухарин не обходит молчанием проблему демократии.

Диктатура пролетариата является в то же время внутриклассовой пролетарской демократией диктатура пролетариата, будучи его единодержавием, реально обеспечивает демократию для пролетариата

При анализе политико-юридических институтов Н.И. Бухарин исходил из той идеи, что "в одну и ту же эпоху принципиально другая классовая форма общества меняет математический знак всего развития, заменяя минусы плюсом, а плюсы минусом".

Большевизм, определявшийся как марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, эпохи победы социализма в СССР и строительства коммунизма, наиболее ярко воплотился в деятельности коммунистической партии. Большевистская партия сформировалась в борьбе с народниками, "легальными марксистами", эсерами, меньшевиками, "троцкистами", "буха-ринцами" и другими противниками, по сути представлявшими иные разновидности внутри социалистического движения и марксизма

305


1 Здесь и далее цит. по. Ленин В.И. Поли собр. соч.
1 Троцкий Л. К истории русской революции. - М.. 1990, С 94
2 Там же, С 104.
1 Троцкий Л Указ, соч., С. 97.
1 ТроцкийЛ Указ соч,С 104