2.1. Политикo-правовая мысль
раннего периода (IX-VI вв. до н.э.)

Древние мифы со временем теряют свой сакральный характер. Наиболее отчетливо это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода, где они подвергаются этической и политико-правовой интерпретации. Согласно их трактовке смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления, что проявлялось и в их отношениях к людям, в порядках, формах и правилах земной жизни. Так сложилось представление о том, что утверждение начал справедливости, законности и полисной жизни связано с установлением власти богов-олимпийцев во главе с Зевсом.

Поэмы
Гомера и Гесиода
Дике

Первые шаги в этом направлении предпринял Гомер - легендарный эпический поэт Древней Греции (VIII в. до н.э.). В античных сообщениях о нем исторически реальный образ слепого странствующего певца переплетается с фантастическими предположениями, свидетельствующими об отсутствии достоверных сведений о личности Гомера.

Специально политико-правовыми вопросами Гомер не занимался, но описываемые им боги, сюжеты общественной жизни в "Илиаде" и "Одиссее" (время Троянской войны XIII в. до н.э.) позволяют сделать ряд выводов. Главная мысль - миром и богами правит судьба. При этом утверждение полисной системы - это начало справедливости (дике), законности. Их установил Зевс, он их гарант и сурово наказывает тех, кто нарушает дике. Таким образом, основа общества - дике (справедливость) и на этом держится полис как государство.

Дике выступает у Гомера в качестве основы сложившегося обычая, обычного права (темис). Темис есть конкретизация вечной справедливости, оно регулирует отношения между людьми и взаимоотношения богов. Понятия дике и темис были характерными для правопонимания "гомеровской Греции" (конец II - начало I тыс. до н.э.).

Идеи права и справедливости общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода (VIII - VII вв. до н.э.) "Теогония" и "Труды и дни". Боги у него выступают как олицетворение различных нравственно-правовых принципов и сил.

25

Вслед за Гомером Гесиод утверждал, что боги стоят у истоков, начала законности в общественном устройстве. А далее - от брака Зевса (совершенство) и Фемиды (олицетворение вечного естественного порядка) рождаются дочери-богини: Дике (справедливость) и Эвномия (благозаконие). Если Дике охраняет естественно-божественную справедливость и карает неправду, то Эвномия обозначает божественный характер начал законности в обществе, внутреннюю связь законности и полисного устройства. И, таким образом, форма (законы полиса) наполнена благими делами (предписаниями).

Отстаивая идеалы патриархального (догосударственного) строя, он излагает смену пяти веков в жизни людей: золотого, серебряного, медного, полубогов-героев и современного ему железного веков.

Причина гибели предыдущих эпох, тяжкого труда железного века - отход от традиций (порча нравов, отсутствие правды, непослушание богов, подмена права силой и др.).

Семь мудрецов
Древней Греции
Реформы Солона

Попытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке человеческих отношений получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции (VII - VI вв. до н.э.): Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула и Хилона.

Фалес
Фалес

Мудрецы были принципиальными сторонниками господства справедливых законов в полисной жизни. Соблюдение законов есть существенная отличительная черта благоустроенного полиса. Лучшим государственным устройством является тот, где граждане боятся законов в такой же мере, в какой боялись бы тиранов. "Повинуйся законам", - призывал спартанец Хилон, автор изречения "Познай самого себя", начертанного на храме Аполлона в Дельфах.

С VI в. до н.э. в политическую жизнь афинского общества все более все более активно включался новый социальный элемент - ремесленники и торговое население. Большую часть его составляли юридически свободные граждане. В отличие от аристократии эти люди (а также крестьяне) называли себя демосом - народом. Демос,

26

находясь в постоянной вражде с аристократией, постепенно вырывал у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия.

В 594 г. до н.э. противоборство демоса и аристократии вылилось в "великую смуту" (Аристотель).

Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй.

(Плутарх "Сравнительные жизнеописания")

Стороны - знать и демос - сошлись на компромиссной фигуре. Это был Солон (ок. 638 - 559 до н.э.) - афинский поэт, политический деятель и социальный реформатор, происходивший из обедневшего знатного рода Кодридов, занимавшийся морской торговлей. Прославился как военачальник в войне Афин с Мегарой за Са-ламин (конец VII в. до н.э.). Современникам было известно, что он не является "сообщником богатых в их преступлениях" и в то же время "не угнетен нуждою".

Избранный первым архонтом и айсимнетом (посредником для улаживания социальных споров), Солон получил чрезвычайные полномочия. Он издал новые законы (594 до н.э.) и существенно реформировал социально-политический строй афинского полиса.

Солон отменил долговое рабство - произвел сисахфию (стряхивание бремени). Со времен Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке. Он разделил афинское население по имущественному признаку на четыре класса: крупных землевладельцев, всадников, зевгитов и фетов. Представителям первых трех социальных групп был открыт доступ ко всем государственным должностям, феты могли участвовать лишь в народном собрании.

Высшим органом власти, по конституции Солона, стало афинское народное собрание. Он также ввел суд присяжных (гелиэя) и учредил Совет 400 (буле). Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Буле избирался ионическими племенами. Каждое из них посылало в совет по 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущим делами, совет оказывал сдерживающее влияние на народное собрание.

27

Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Солон понимал закон (и власть закона) как сочетание права и силы полиса, а не отельных группировок или лиц. Считается, что реформы Солона - образец политики компромисса, политической мудрости.

Пифагор и
пифагорейцы.
Справедливость

Одними из первых приступили к разработке идеи равенства в правовом понятии как "равной мере" при регулировании общественных отношений Пифагор и пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай) в VI - V вв. до н.э.

Пифагор - основатель школы, древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель, теоретик музыки и математик. Скудные сведения о жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его как полубога, совершенного мудреца, наследника всей античной и ближневосточной науки, чудотворца и мага. Пифагор покинул родной остров Самос в знак протеста против тирании Поликрата; возможно, что он действительно посетил Египет и Вавилон (позднейшие авторы предполагали, что Пифагор был посвящен в тайны египетских жрецов). В зрелом возрасте он поселился в южноиталийском городе Кротоне, где основал строго закрытое общество своих последователей, уже при жизни почитавших его как высшее существо.

Пифагор
Пифагор

Доктрины и открытия Пифагора, сохранившиеся в устной традиции сообщества, невозможно отделить от идей его последователей, любивших приписывать ему собственные мысли.

Под влиянием его учения в Греции и Южной Италии стали создаваться пифагорейские гетерии - аристократические по своему духу тайные философско-политические союзы. Впоследствии в Южной Италии они были разгромлены демократами Некоторые пифагорейцы бежали в Грецию, где продолжили свою деятельность.

Пифагорейцы первыми приступили к теоретическому обоснованию понятия "равенство". Справедливость, по пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное, и люди

28

должны придерживаться этого принципа. Идеалом является полис, где господствуют справедливые законы, а худшим злом - анархия. Идеи пифагорейцев о возможности очищения человеческих отношений от распрей и анархии, создания общества гармонии и порядка легли в основу приверженцев идеального строя (Фалей Халке-донский, Гипподам, Эвгемер, Ямбул).

Гераклит:
"Все течет,
все изменяется"
Логос

Заметное место в истории античной политико- правовой мысли занимает учение Гераклита . Эфесского (530 - 470 до н.э.) - древнегреческого философа-материалиста, сформулировавшего ряд диалектических принципов бытия и познания; написавшего сочинение "О природе", от которого сохранились лишь отрывки в работах позднейших авторов. Стиль Гераклита отличается поэтической образностью. Многозначная символика его фрагментов делает подчас загадочным их внутренний смысл (поэтому он и был прозван "темным").

Гераклит стоит у истоков диалектики, ему принадлежит знаменитое изречение "все течет, все изменяется".

Миром, утверждает мыслитель, правит логос. Но так как мир людей разделен на глупых (неразумных) и умных, то большинство логос не понимают. Поэтому неравенство, войны неизбежны. А так как и полис должен следовать логосу, "ведь все человеческие законы питаются единым божественным", то и править должны способные его познать, лучшие, т.е. аристократы духа. Таким образом, критикуя демократию, он выступал за правление лучших. "И воле одного повиновение - закон". Поэтому для принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение (народное собрание), главное его соответствие логосу, понимания которого лучшему (одному) более доступно, чем многим. При этом народ должен сражаться за закон "как за свои стены", а своеволие "гасить скорее, чем пожар".

Социальное неравенство, по Гераклиту, есть результат всеобщей борьбы. "Война - отец всего и всего царь; одних она определила быть богами, других - людьми; одних она сделала рабами, других - свободными".

Во времена пифагорейцев и Гераклита аристократии был нанесен смертельный удар выступившими на арену политической жизни новыми политическими силами: торговцами, ремесленниками, низами демоса, влиятельными богачами.

С V в. до н.э. начинается расцвет политико-правовой мысли Древней Греции.

29