Заключение

Политико-правовые учения прошли многовековой путь. Первоначально они были составной частью религии и философии. Но уже в Древнем мире возникло стремление осмыслить государство и право как создание человечества. Могучий импульс разработке учений о государстве и праве дали эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения.

На всех этапах политических и правовых учений каждая из политико-правовых доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников. Поэтому содержавшиеся в доктринах политические установки нередко были приходящие и в новых исторических условиях сменялись другими политико-правовыми концепциями, ориентированными на новые идеалы.

Их многообразие можно свести к трем сущностным группам: право и государство порождены свыше; они результат развития социума в целом; они - продукт сознания и деятельности различных личностей. Неоднозначность учений о государстве и праве объясняется тем, что они по-разному отражают сложнейший по устройству, функциям, общественной роли механизм государства. "Говорят, - писал Гете, - что между двумя противоположными мнениями лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема!" Поэтому вполне закономерно наличие правовых концепций, основанных на различном понимании права, каждое из которых столь же верно, сколь и уязвимо. Существование и соперничество в общественном сознании нескольких идеалов и сконструированных в соответствии с ними политических и правовых программ - важнейшее средство ориентации человека в современной политической жизни.

331