2.3. Политические и правовые учения
аристократии

Политическая мысль древнегреческих философов носила несомненную аристократическую направленность. Само понимание демократии и ее функционирование было тогда существенно иным - в полисе правом решения дел и властью пользовалось только мужское население и притом только уроженцы данного полиса. Там периодически производились "чистки" граждан и из списков исключались все, кто не мог доказать своего местного происхождения. Фактически это была наследственная демократия, демократия коренных свободных жителей. В таких условиях нередко верх брали эмоции, личные симпатии, прямой подкуп. Такими средствами греческие

33

мыслители рассчитывали установить своеобразный "аристократический барьер" на пути к власти толпы.

Изменившаяся ситуация (кризис мифологического мировоззрения, достижения философии) заставили идеологов аристократии пересмотреть свои взгляды, создать доктрины, способные противостоять демократам. Наивысшего развития идеология аристократии получает в учениях Платона и Аристотеля.

Платон:
"Законы
обязательны для всех"

Платон (Аристокл) (427 - 347 до н.э.) - ученик Сократа, один из величайших мыслителей человечества и крупнейший идеолог полисной аристократии. Происходил из знатного рода, который вел свое начало от последнего афинского царя Кодра. Настоящее имя философа - Аристокл; Платоном назван в юношеские годы за широкие плечи и (или) лоб (по-гречески это прозвище означает "широкий").

Мировоззрение Платона сложилось под влиянием Сократа. Поэтому ранние произведения Платона, написанные под влиянием и впечатлением бесед и высказываний Сократа, выделяют в особую группу так называемых сократических диалогов, противопоставляя их более поздним работам, в которых Платон изложил свои собственные мысли.

После казни Сократа Платон покинул Афины и совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и Южную Италию. Вернувшись, в 387 до н.э. он приобрел рощу на окраине Афин, носившую имя героя Академа, где основал школу под названием "Академия", просуществовавшую до 529 н.э., когда она была закрыта византийским императором Юстинианом.

Платон
Платон

Основные работы в области политики и права, написанные в виде диалогов, - это "Государство", "Политик", "Законы", "Софист". В диалоге "Государство" содержится знаменитый проект "идеального общественного строя", основанного на принципах коллективной собственности правящих сословий. Идеи проекта Платон трижды пытался реализовать в Сиракузах, греческой o колонии на острове Сицилия, надеясь побудить тамошних правителей - тиранов Дионисия I, а затем его сына Дионисия II провести реформы в духе своих проектов. Однако его старания не увенчались успехом.

34

На склоне лет, убедившись в невозможности осуществить свои планы, философ написал диалог "Законы", где изобразил "второй по достоинству" идеальный строй, более приближенный к реальной действительности греческих полисов.

Платон - создатель философии объективного идеализма. Основу его философии составляет теория идей. Миру чувственных предметов и явлений Платон противопоставил мир идей или общих понятий. Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Материальный мир есть отражение мира идей. Субстанция (первооснова) мира - объективно существующее безличное сознание (мировой разум).

Платон, следуя Сократу, отвергавшему субъективизм софистов (Протагор - "Человек - мера всех вещей"), полагал, что "пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом бог, гораздо более, чем какой-либо человек". Вселенная подчинена единому закону, установленному богом. Но богом не мифическим (с биографией и из-ваяниями), а единым абстрактным существом. Это первопричина мира. Бог - демиург - создатель, творец - мировая душа. Человек, общество, полис - часть Вселенной и, следовательно, тоже подчинены закону бога, божественному закону. Так как возможности разума не безграничны и знания человека об окружающей природе не могут быть истинными, то подлинные знания дают только воспоминания души о том, что она созерцала, находясь в мире истинно сущего. Следовательно, познать божественный закон можно, лишь соединив разум и душевные (нравственные силы).

Государство возникает по предначертанию богов как результат потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь коллективно, совместно, сотрудничая друг с другом. То есть на основе разделения труда. Обществу одинаково нужны сапожники, повара, солдаты... Каждый занят своим делом, обеспечивая себя и других. То же солдат и правитель. В отдельности они не жизнеспособны. Полис обеспечивает их существование и его интересы - главное для общества.

Полис (государство) должен служить не группам, не мудрым, а интересам всех. Здесь Платон полемизирует с софистом Фрасимахом, по которому справедливость и закон - это то, что пригодно сильнейшему. Да, так бывает, соглашается Платон, но это коррумпированные власть, государство. "Там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только внутренних распрях".

35

В связи с этим Платон различает правильные (установленные ради общего блага) и неправильные законы (установленные в интересах какой-либо группы, захватившей власть). В итоге, закон - это установленный мудрецами писаный акт, совокупность религиозно-нравственных норм для ориентации граждан. Но не правителей!

Общее благо, учет интересов всех при принятии законов не предполагает равенства. Платон - идеолог сословности и социальной иерархии на основе разделения труда.

В работе "Государство" по аналогии с человеческой душой Платон излагает проект идеального справедливого государства. Подобно тому как в душе человека есть три начала: разумное, яростное и вожделеющее, так и в обществе - совещательное, защитное и деловое и соответствующие им сословия: правители, воины и производители материальных благ (ремесленники и земледельцы). Сословия не равны и наследственно замкнуты. Деление общества на сословия есть условие прочности государства. Переход из низшего сословия в высшее недопустим и является преступлением, ибо каждый должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. Во главе государства необходимо поставить философов, "аристократов духа", способных воплотить небесный мир идей в земной жизни.

Поскольку причиной нестабильности общества является неравенство, а неравенство есть последствия частной собственности, при которой человек думает не об общественном, а о личном, то у первых двух сословий частной собственности нет. "Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью... Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступ всякий желающий". Для них устанавливается общность имущества и быта. Золота, серебра и денег у них нет. Жить и питаться они должны сообща. Им запрещено иметь семью, жены и дети общие. Пропитание они берут у производителей. И таким путем обеспечивается средний достаток, нет богатых и бедных.

Что касается третьего сословия, то им разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать. Однако их достаток должен быть средним.

Таким образом, отсутствие имущественного расслоения, отсутствие бедняков и богатых - важнейшая социально-экономическая особенность идеального государства.

36

Для достижения единства общества Платон вводит принцип единомыслия, под которым он понимал насильственное утверждение его идей о государстве.

Власть в образцовом обществе может осуществлять либо монархия, если правит один философ, либо аристократия (идеал) - несколько философов. Вырождение аристократии мудрых повлечет утверждение частной собственности и обращение в рабов третьего сословия. Возникнет тимократия (греч. тиме - честь), власть военных. Такое государство будет вечно воевать. В результате войн у немногих частных лиц скопятся богатства, они захватят власть. Так появится олигархическая форма правления. Раздираемое враждой богачей и бедняков, такое государство будет воевать само с собой. Победа бедняков приведет к демократии - власти народа, где царит безначалие и своеволие. Чрезмерная свобода обращается в свою противоположность - рабство. Устанавливается тирания, наихудшая форма правления.

Главная причина смены форм государства есть порча нравов. Выход - возврат к правлению мудрых. На страже государства, законов должно быть соответствующим образом устроенное правосудие. Для убеждения (обоснования) истинного государства необходима религия.

Такая картина смены форм государства являлась понятийно-логической схемой, отражавшей реальные процессы в истории Древней Греции. Идеологически она была направлена против демократических учений о совершенствовании общественной жизни по мере развития знаний.

Платон был реалист и понимал, что его проект "непроходим", и тогда в диалоге "Законы" он изображает "второй по достоинству" государственный строй, приближая его к действительности полисов. Фактически он идет на компромисс.

  1. Платон отказывается от коллективной собственности и устанавливает для всех граждан единый порядок пользования имуществом. Земля - собственность государства, а граждане получают надел во владение. Размер частной собственности ограничен. Все имеют семью.
  2. Граждане, а их для удобства управления 5040, делятся не по сословию, а по имущественному цензу. Политические права приобретаются в зависимости от размеров имущества, записанного в один из четырех классов. Ремесленники и торговцы политическими правами не пользуются.

37

Производственные потребности земледелия предполагалось полностью решать за счет рабского труда.

  1. В устройстве идеального государства совпадают начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выборы по заслугам и достоинству).

Во главе платоновского государства стоит коллегия 37 правителей. Их возраст от 50 до 70 лет. Они избираются путем многоступенчатых выборов. Главная их задача - быть "стражами законов". Совет 360, избираемый по 90 человек от каждого класса, обладает значительной властью. Верховная власть принадлежит тайному "ночному собранию" из 10 самых мудрых и престарелых стражей. Они стоят над законами. Все кандидаты на должности проходят докимасию - проверку правомочности их притязаний.

Что касается народного собрания, то его посещение обязательно только для граждан первых двух классов и функции четко не прописаны.

В диалоге "Политик" Платон выделил семь форм правления: законные, когда монархия, аристократия и демократия опираются на законы, и незаконные, когда власть управляет вопреки законам и обычаям, - это тирания, олигархия и извращенная демократия. Однако все они есть отступление от идеального, "подлинного" государства, где политик единолично управляет, "руководствуясь знаниями".

Политика - это царское искусство, требующее знаний и умения управлять людьми. Идеально - когда политик единолично осуществляет власть, руководствуясь законами.

Процесс перерастания родовой аристократии в земледельческую вызвал изменения в политическом сознании знати: необходимость законов и твердость в сохранении полисного земледелия. Эти изменения зафиксировал Платон в своих программах.

Аристотель:
"Человек -
животное
политическое"

Разработку идеологии земледельческой знати - продолжил Аристотель (384 - 322 до н.э.), ученик Платона и воспитатель Александра Македонского.

Аристотель родился в Стагире, небольшой греческой колонии на полуострове Халкидика (отсюда второе имя философа, получившее распространение в литературе, - Стагирит). Отец его был врачом при дворе македонского царя. Юношей Аристотель отправился

38

Аристотель
Аристотель

в Афины и вступил в платоновскую академию, где сначала учился, а затем преподавал многие годы. Философские воззрения мыслителя формировались в ходе полемики с Платоном.

После смерти учителя Аристотель покинул Академию и несколько лет странствовал по Малой Азии, занимаясь там научной и преподавательской деятельностью. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполняя обязанности воспитателя наследника царского престола - будущего знаменитого полководца Александра Македонского. Вернувшись в Афины, Аристотель организовал в 323 до н.э. философскую школу под названием Ликей, в которой преподавал почти до самой смерти. Эту школу называют также школой перипатетиков (от греч. перипатос - галерея - помещение, служившее местом проведения занятий). Близость Аристотеля к македонскому двору1 сохранялась. Когда в 323 до н.э. Александр умирает, его учитель оказывается в немилости у своих сограждан. Не дожидаясь мести, он покидает Афины и через несколько месяцев умирает в добровольном изгнании.

Философское учение Аристотеля охватывает все отрасли знаний, известные античному миру. В его сочинениях рассматриваются вопросы логики и теории познания, натурфилософии и теологии, педагогики, риторики, эстетики и др.

Свое политико-правовое учение он изложил в трактатах "Политика", "Никомахова этика" и "Афинская полития".

Не отрицая высших сил, он, в отличие от Платона, весь "земной". Жизнь для него - реальность, а решающее средство познания - опыт: Аристотель исследовал свыше 150 конституций и проектов, основал около 14 наук, в том числе политическую науку. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитие представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в

39

этике. Таким образом, этика предстает как начало политики, введение к ней.

Государство - творение природы, продукт естественного развития. В его основе - потребности человека к общению. Человек, по знаменитому определению Аристотеля, - "животное политическое", или общественное. Он не может жить один, нуждается в контактах, в объединении. Социабельность - неотъемлемое качество человека. Основные ступени объединения: семья - селение или род - полис.

Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид и пи ради удобств обмена Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства, оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни

Фактически государство является целью существования семьи и селения.

Таким образом, государство, по Аристотелю, - это "общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни". Полис в этом плане идеален. С одной стороны, он достаточен, чтобы удовлетворить социальные потребности человека (занятия искусством, наукой, политикой и др.), а с другой - он мал, чтобы человек смог в нем затеряться. Под людьми здесь понимаются только свободные граждане полисов.

Гражданин - это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти государства. Следовательно, каждой его форме соответствует свое определение понятия государства.

Классификация форм государства проводится в "Политике" по двум критериям: по числу правящих лиц (один, немногие, большинство) и по целям (правильные государства, где власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные - личные выгоды). К правильным относятся монархия, аристократия и полития (идеальное государство). К неправильным - тирания, олигархия и демократия.

Политические симпатии Аристотеля - на стороне политии, возникающей из сочетания олигархии и демократии. Их порождением или смешением (соотношение богатых и неимущих) являются все остальные разновидности власти. В политии преобладает собственность средних размеров, чем ослабляются противоречия в обществе. Социальной опорой власти в политии выступают собственники

40

земли. Лица, занятые физическим трудом, исключены из числа граждан. Важнейшими частями государства являются воины и правители. Власть сосредоточена в руках воинов. Крестьяне имеют сильно урезанные права граждан.

Поскольку полития характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти, то Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающая, принципом ее является "арифметическая пропорция", затрагивает отношения обмена, возмещение ущерба, назначения наказания за имущественные преступления и т.п. Закон обращает внимание лишь на различие ущерба, а "с лицами обходится как с равными во всем"; распределяющая (неравная справедливость), учитывает положение человека в обществе. Ее принципом служит "геометрическая пропорция" - воздаяние по достоинству и заслугам. Она применяется в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства.

Таким образом, концепция Аристотеля служила теоретическим оправданием привилегий и власти земледельческой аристократии.

Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью. В целом право как политическое явление он называет политическим правом. Это означает невозможность неполитического права, отсутствие права в деспотических формах правления. Нет права в отношениях господ и рабов, отцов и детей.

Политическое право делится им на естественное и условное (волеустановленное). ".Естественное право - то, которое имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его". К нему относятся общественные явления, существующие "от природы": семья, рабство, частная собственность, войны с варварами и др.

Под условным (волеустановленным) правом подразумевается все то, что в последующем стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К нему относятся установление закона и всеобщих соглашений, включая писаные и неписаные правовые законы.

Закон должен соответствовать политической справедливости и праву. Отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. Поэтому естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Политическое правление - это правление закона, а не людей: правители,

41

даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - "уравновешенный разум".

В обоснование рабства Аристотель приводит несколько доводов. Решающий из них - естественные (природные) различия между людьми. Варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Второй довод - экономический. Рабство, с этой позиции, вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности.

Подобно рабству, утверждал Аристотель, частная собственность коренится в природе и является элементом семьи. Частная собственность - это стимул к труду, производству и обогащению, что выгодно гражданину, то выгодно и полису. Общность имущества - противоестественна. Общий интерес - ничей интерес. Здесь нет стимула к производству, он содействует лени, стремлению воспользоваться плодами труда других.

К бессмертным тезисам в защиту частной собственности Аристотеля и оправдание коллективной собственности - так называемый "коммунистический проект" Платона, за более чем двухтысячелетнюю историю политической мысли мало что добавлено.

Однако, предвидя последствия частной собственности - напряжение и конфликты в обществе, Аристотель высказывается о путях ее приобретения. Первый путь - труд, производство, создание материальных благ. Второй - торговля, спекуляция, ростовщичество. Он сторонник первого пути, при этом частная собственность распределяется равномерно, т.е. формируется средний класс, а плоды используются для общего блага.

Впоследствии эти идеи будут восприняты христианством и исламом.

42


1 В это время Греция находилась под властью Македонии, так как в 337 до н э. Филипп II разбил афинян.