Юридический факультет Воронежского Государственного Университета

Юриспруденция в Воронеже

Обновление 2010


Список преподавателей
Списки студентов и групп
Досье на преподавателей
Сессия и дисциплины
Сообщество в Мой мир@Mail.Ru

Правила внутреннего распорядка
Правила оформления работ
Известные преподаватели
История университета
Филиал СОФ ВГУ
История юриспруденции
Права и обязанности студентов

Как самостоятельно написать работу

Студенческие работы, такие как контрольные, рефераты, доклады, курсовые и, наконец, дипломные работы являются одной из форм подготовки, как специалистов высшей квалификации, так и специалистов среднего звена. Поэтому ни один из студентов, обучающихся как в высшем, так и среднем учебном заведении, будь оно коммерческое или государственное, на дневной или заочной форме обучения не обходится без необходимости выполнять студенческие работы.
Написание студенческой работы имеет большое значение.
Во-первых, такая работа закрепляет и углубляет знания студентов по изучаемому предмету.
Во-вторых, она приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с литературой, прививает навыки к научному исследованию. В процессе выполнения студенческой работы студенты учатся владеть методами сбора, анализа, обобщения теоретического и практического материала и на этой основе делать правильные выводы.
В-третьих, студенты учатся обрабатывать и анализировать практический материал.
В-четвертых, выполнение студенческих работ учит четко, последовательно и грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических и практических проблем, защищать сформулированные в работе положения, применять теорию на практике.
Студенческая работа является итогом самостоятельного изучения студентом одной из проблем изучаемой дисциплины. Студенческая работа приучает студента приобретать более глубокие знания, превращать эти знания в твердые личные убеждения, использовать их в последующем в практической деятельности по специальности.
Студенческая работа – важная форма самостоятельной работы, а одновременно и проверки знаний студентов.
Свою роль и значение студенческая работа выполняет лишь тогда, когда она написана грамотно, творчески, путем глубокого изучения специальной литературы и других источников.
Однако не все студенты поступают таким образом. Некоторые стараются выполнить студенческую работу более легким путем и нередко просто дословно переписывают тексты учебника, популярных брошюр или журнальных статей, а тем более, если студенческие работы бездумно скачиваются из Интернета. Такой подход к выполнению курсовой работы не способствует формированию творческих и аналитических способностей у будущего специалиста.
СТУДЕНТ должен подходить к написанию студенческой работы со всей ответственностью, энтузиазмом и творчеством.
Поэтому, если у СТУДЕНТА нет возможности написать студенческую работу, то лучше это поручить знающему человеку – специалисту в своей области.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И НЕДОСТАТКИ ПРИ НАПИСАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ
При выполнении студенческой работы у студентов встречаются типичные ошибки, на которые хотелось бы обратить особое внимание.
Первая ошибка, которую часто допускают студенты, особенно студенты-заочники, это выполнение студенческой работы «штурмом», за несколько дней перед экзаменационной сессией. Понятно, что выполненная таким образом студенческая работа не будет отвечать установленным требованиям, уровень ее исполнения будет невысоким. Другой ошибкой, которую иногда допускают студенты, является несерьезное, формальное отношение к студенческой работе. Некоторые студенты, например, вместо самостоятельной и добросовестной работы над выбранной темой занимаются механическим переписыванием текста, и курсовая работа становится монтажом выдержек из различных литературных источников, журнальных и газетных статей и т.д.
В этом случае можно встретить и неправильные или устаревшие положения, и слабое теоретическое обоснование научных категорий, и поверхностное раскрытие основных вопросов темы.
Разновидностью этого недостатка является злоупотребление цитатами, которые часто составляют большую часть текста студенческой работы.
Бывает, что материал переписывается из устаревших источников и в студенческой работе приводятся данные 10-15-летней давности. Часто студенты путаются в специальных терминах, что недопустимо.
К этим же недостаткам можно отнести случаи, когда текст работы не отредактирован (например, студент 1986 года рождения пишет: «Вспоминается 1965 год...»); допускаются не принятые в научных изданиях сокращения отдельных слов, что в студенческой работе непозволительно; работа пишется небрежно, неразборчиво, порой безграмотно. Следует отметить в числе недостатков поверхностное выполнение работы, когда теоретический материал преподносится недоказательно, без глубокого анализа.
К недостаткам структуры студенческой работы относится отсутствие какой-либо части работы – плана, введения, заключения, списка использованной литературы. Бывает, что план не соответствует содержанию работы и последовательность изложения материала не совпадает с той, которая указана в плане. Иногда в тексте работы отсутствуют разделы, имеющиеся в плане.
Часто в студенческих работах студенты неправильно оформляют сноски, таблицы, список использованной литературы. В работе можно встретить неправильное оформление титульного листа, непронумерованные страницы. Студенты не всегда оставляют поля для замечаний рецензента.

КАК САМОМУ ГРАМОТНО НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ
РЕФЕРАТ – краткое изложение (доклад) в письменном виде результатов какого-либо научного исследования, книги или статьи. Как правило, в учебном процессе используется обзорный или тематический реферат, который строится на изложении теоретических положений по поставленной преподавателем или выбранной самостоятельно теме. Реферат является подготовительным этапом, учит студента самостоятельной работе.
В том случае, если тема реферата особенно актуальна и интересна для изучения студентом, то на его основе в дальнейшем при более глубоком изучении может быть поострена как курсовая, так и дипломная работа.
Как правило, реферат состоит из трех частей – это введение, основная часть и заключение. Так же реферат должен содержать в своей структуре содержание и список используемых источников и литературы. Необязательным элементом является приложение.
При написании реферата перед студентом встают следующие задачи:
1. Уяснить тему, то есть понять ее смысл и определить основные направления ее изучения.
2. Подобрать список источников и литературы, на базе которых будет строится изучение темы.
3. Сделать краткий конспект изучаемых источников и литературы (можно сделать ксерокопию и отметить основные моменты).
4. Выявить проблему рассматриваемой темы. Составить план работы, то есть определить содержание основных параграфов в основной части работы (обычно два – четыре параграфа бывает достаточно). Подобрать материал на основе составленных конспектов, скомпоновать черновой вариант работы.
5. Подготовить введение работы, в котором необходимо отметить актуальность темы, проблему, цель и задачи. Сам текст введения может быть построен по разному, в зависимости от темы, изучаемой дисциплины и имеющегося в распоряжении студента материала.
Так, введение может быть построено «от себя», то есть по принципу «мною было изучено то-то …». Введение может носить историко-описательный характер, то есть рассматриваться вопрос возникновения и динамики событий, на основе которых раскрывается актуальность темы исследования. Также может быть сделан обзор библиографической базы исследования, проведена дискуссия по изучаемой теме, или какому-либо одному вопросу, с указанием мнений авторов, используемых источников – в данном случае актуальность будет обусловлена спорностью суждений по предмету и объекту исследования. Вариантов множество, поэтому возможности студента в выборе стиля написания введения не ограничены.
6. На основе изученного материала составляется заключение, которое является выводом по проделанной работе. В заключении должно быть отмечено решение обозначенной проблемы и даны ответы на все поставленные во введении вопросы (вопросами рассматриваемыми в работе являются цель и задачи).
7. Текст реферата тщательно проверяется, устраняются орфографические и синтаксические ошибки, корректируются смысловые неточности, расставляются сноски на источники и используемую литературу.
Для закрепления изложенного выше материала, рассмотрим процесс написания реферата на конкретном примере.
Одной из обязательных дисциплин в любом учебном заведении является история отечества. А самая «избитая» тема по этому предмету: «Реформы Петра Великого». Вариаций предложено темы может быть множество, но будем придерживаться предложенной формулировки.
Итак, для уяснения темы можно взять любой учебник по истории отечества, например, «История Российского государства. / Под ред. Ш.М. Мунчаева – М.: Юнити, 2001» - мне он очень нравиться своей логикой изложения или «Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. – М.: Проспект, 2003», который является самым распространенным учебным изданием по истории отечества, или «История России. / Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2003», который является учебным пособием для технических ВУЗов (применение которого не очень приветствуется в гуманитарных ВУЗах), но, на мой взгляд, он очень хорошо в краткой форме освещает основные события нашей истории. Эти и другие учебники можно использовать в качестве литературы и включить в список используемых источников и литературы.
Прочитав главу учебника о деятельности Петра I, кстати он был первым Российским Императором (во второй половине XVII – начале ХVIII веков), можно выяснить, что Петр I за период своего правления провел ряд реформ, существенно сказавшихся на ходе российской истории: административная, военная, судебная, культурная и др. – первое возможное направление изучения темы (по видам реформ), также осуществление реформ было связано с определенными внутренними и внешнеполитическими процессами – второе направление изучения темы (привязка проводимых реформ к историческим событиям и рассмотрения в хронологической последовательности) и т.п.
При подборе источников и литературы в первую очередь необходимо воспользоваться предложенной преподавателем истории отечества методичкой (если таковая имеется). Как правило, по предмету составляется методические рекомендации, в которой содержаться планы семинарских занятий (часто дублируются с темами рефератов и контрольных работ), план семинарского занятия (можно использовать как план реферата), список обязательной и дополнительной литературы. Как раз этот список и следует использовать в качестве источников для написания реферата. Конечно, можно взять 1-2 источника из предложенных и написать реферат, а остальные просто так вписать в список использованных источников и литературы, но так делать не следует по нескольким причинам: во-первых, вся литература в таких методических рекомендациях записана в краткой форме (не соответствует стандартам оформления источников и литературы); во-вторых, некоторых источников может и не быть в библиотеках; в-третьих, для того, чтобы более объективно рассмотреть тему реферата, нужно хотя бы просмотреть 4-5 источников. Поэтом, чтобы не привлекать к себе внимание преподавателя, как к нерадивому студенту, нужно просмотреть все предложенные источники и литературу в оригинале или хотя бы по библиотечной картотеке, правильно оформить их для составления библиографического списка, те источники, которые вы не нашли, не стоит включать в список.
Просматривая предложенные преподавателем источники, необходимо обратить внимание на списки литературы, содержащиеся как правило либо в конце книги, либо после каждой главы. Эти списки так же можно использовать при подборе источниковой базы для реферата.
Так же в качестве «источника источников» можно использовать различные словари и энциклопедии. Например, если взять Большую Советскую Энциклопедию (кстати, она есть как в печатном варианте – 30 томов, так и в электронном виде – всего 3 диска) и открыть статью о Петре I Великом, то можно увидеть следующее:
Источн.: Письма и бумаги императора Петра Великого, т. 1—11, СПБ — М. — Л., 1887—1964; Воскресенский Н. А., Законодательные акты Петра I, М.— Л., 1945.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 10, с. 565, 589; т. 12, с. 615, 616, 692, 693, 701; т. 16, с. 30; т. 22, с. 20; Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, Соч., т. 21—22, М.— Л., 1925; Соловьев С. М., История России с древнейших времён, кн. 7—9, т. 13—18, М., 1962—63; его же. Публичные чтения о Петре Великом, М., 1872; Ключевский В. О., Соч., т. 4, М., 1958; Богословский М. М., Петр I. Материалы для биографии, т. 1—5, М., 1940—48; Кафенгауз Б. Б., Северная война и Ништадтский мир (1700— 1721), М.— Л., 1944; Тарле Е. В., Русский флот и внешняя политика Петра I, М., 1949; его же. Северная война и шведское нашествие на Россию, М., 1958; Голикова Н. Б., Политические процессы при Петре I, М., 1957; Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четверти XVIII в., М., 1954; Россия в период реформ Петра I, Сб. ст., М., 1973; Тельпуховский Б. С., Северная война 1700—1721. Полководческая деятельность Петра I, М., 1946; Петр Великий. Сб. ст., М., 1947; Никифоров Л. А., Внешняя политика России в последние годы Северной войны. Ништадтский мир, М., 1959.
Приведенные источники нужно использовать с осторожностью, так как большая их часть, скорее всего, будет недоступна для массового пользования. При этом не стоит увлекаться и злоупотреблять списком источников и литературы для реферата. Так в большинстве случаев бывает достаточно 5-10 источников, а то и меньше. В любом случае все требования к реферату узнавайте у своего преподавателя.
Просматривая литературу необходимо делать конспекты, либо ксерокопии удачных статей и глав учебников – именно из этих отрывков и будет «собираться» реферат.
Уяснив тему и выбрав направление ее изучения, необходимо определить проблему в исследуемом вопросе. Так проблемой исследования по теме «Реформы Петра Великого», можно предложить следующую:
Большинство научных работ о России в первой четверти XVIII века выделяют реформы в административной, военной, церковной и культурной сферах. Подобное разделение имеет то преимущество, что позволяет достаточно объемно увидеть изменения в каждой из названных сфер, но, с другой стороны, разрывается связь между отдельными мероприятиями Петра, и общая картина, как мне кажется, искажается, и в ней возникает логика внесенная самим исследованием.

Далее составляется план работы по теме исследования, например:

Введение
§ 1. Начало Петровских преобразований
1.1 Первые попытки европеизации России
1.2 Реформы системы управления городами
1.3 Реформа системы управления городами
1.4 Преобразования в армии
§ 2. Образование Российской империи
2.1 Губернская реформа
2.2 Создание сената
2.3 Борьба с казнокрадами
§ 3. Окончательное становление империи – реформы центрального управления
3.1 Образование коллегиального центрального управления
3.2 Присвоение Петру I титула Императора
3.3 Становление бюрократического аппарат
Заключение
Список источников и используемой литературы

При этом выделение в параграфах подпунктов – совсем необязательный критерий. Я выделил подпункты для того, чтобы было видно, как можно нестандартно подойти к стандартной теме реферата. Естественно план составляется на основе имеющегося у Вас материала. Нет смысла выделять какой-то параграф, если для него материала нет или есть не больше 1-2 абзацев.
Теперь на основе имеющихся конспектов (ксерокопий) наполняем содержанием составленный план – с помощью компьютера и сканера это очень легко сделать. Расставляем ссылки на используемую литературу. Ссылки расставляются в виде сносок (как это делается, я описывать не буду, так как информация об этом есть практически в любых методических рекомендациях). Лучше всего места ссылок на источники и литературу на которые будет ссылка, отмечать во время написания работы, так потом будет легко запутаться. После того, как будет готов черновой вариант текста, оставляем его пока как он есть.
Пришло время написать введение к работе. О стиле написания введения было упомянуто выше. Вот яркий пример написания введения для реферата «от себя»:
Радикальные преобразования, осуществленные Петром Великим, явились откликом на всеобъемлющий внутренний кризис, кризис традиционализма, постигший Русское государство во второй половине XVII века. С этой точки зрения бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра: они содержали то единственное лекарство, которое только и могло ее спасти. По-видимому, есть основания считать, что лекарством этим была модернизация, или, иначе говоря, европеизация политических, социальных и экономических институтов страны.
В настоящее время существует множество взглядов на Петра и его эпоху. Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров.
Большинство научных работ о России в первой четверти XVIII века выделяют реформы в административной, военной, церковной и культурной сферах. Подобное разделение имеет то преимущество, что позволяет достаточно объемно увидеть изменения в каждой из названных сфер, но, с другой стороны, разрывается связь между отдельными мероприятиями Петра, и общая картина, как мне кажется, искажается, и в ней возникает логика внесенная самим исследованием, что определяет проблему исследования предложенной темы.
Из-за нерешенности и незавершенности вопроса о жизни и деятельности Петра I рассмотрение его преобразований как основного вопроса реферата является актуальным, так как следует подойти к его разрешению с новой более трезвой оценкой. Плюс ко всему, в процессе проведения реформ в России сложился своеобразный бюрократический аппарат управления государством, который сыграл огромное значение в будущей истории России.
В своей же работе я попытаюсь проследить историю петровских реформ в их развитии, что в результате позволит сделать полноценные выводы о проведенных преобразованиях.
Целью работы является рассмотрение внутриполитических преобразований Петра I в хронологической последовательности и оценка их значения.
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд сопутствующих задач:
1. Рассмотрение преобразований Петра I на начальном этапе правления.
2. Рассмотрение реформ периода зарождения Российской империи – в условиях войны.
3. Становление российской империи, реформирование аппарата управления и складывание бюрократии.
Как видно из предложенного примера, проблема выявленная нами для исследования заняла свое почетное место во введении. Как правило проблема определяет и актуальность темы. Цель работы определяется исходя из направления исследования и является основным вопросом, на который необходимо получить ответ и сделать выводы в заключении. То есть, проблема и цель исследования должны протянуться сквозь всю работу тоненькой ниточкой – ненавязчиво, но четко удерживать логику и порядок изложения материала.
После подготовки введения необходимо отредактировать текст работы, начиная от опечаток и заканчивая стилистическими ошибками. Текст работы должен быть написан в одном стиле, с логическими переходами между параграфами и подпунктами. После каждого параграфа можно сделать выводы – это, во-первых, приведет в восторг Вашего преподавателя, и, во-вторых, станет базой для подготовки заключения для работы.
Теперь пришло время для окончательной расстановки и корректировки ссылок на источники и используемую литературу.
На основе выводов по параграфам составляется заключение в соответствии с задачами работы и заключительной фразой в конце заключения, являющейся итогом проделанной работы и отвечающей на вопрос, определенный целью работы.
Теперь остается распечатать работу, не забудьте обязательно сделать титульный лист для работы – ведь это Ваше лицо! Аккуратно сшейте работу с помощью дырокола и пластикового скоросшивателя. Работа готова – можно сдавать!

КАК САМОМУ ГРАМОТНО НАПИСАТЬ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА – самостоятельная работа студента по выполнению какого либо задания по дисциплине (теоретическая или практическая работа), подразумевающая под собой текущий контроль знаний.
Контрольная работа может быть реферативного типа – то есть по какой-либо теме или вопросу, тогда она исполняется как реферат.
Контрольная работа может быть составлена из нескольких вопросов из разных разделов изучаемой дисциплины. Такая работа, как правило, требует лаконичного ответа на поставленные вопросы. В такой работе так же могут быть дополнительно предложены практические задания либо задачи.
В написании контрольной работы нет ничего сложного, кроме необходимости обладания хорошими знаниями по дисциплине, в оформлении контрольная работа очень проста и, как правило, не требует даже расстановки ссылок на источники и используемую литературу, но при этом список литературы должен быть составлен.

КАК САМОМУ ГРАМОТНО НАПИСАТЬ КУРСОВУЮ РАБОТУ
КУРСОВАЯ РАБОТА – самостоятельная работа студента, которая позволяет оценить, прежде всего, научно-методические знания студента по дисциплине. Курсовая работа, как правило, пишется по общенаучным и специальным дисциплинам учебного плана. По своему построению курсовая работа схожа с рефератом. Но при этом в курсовой работе необходимо показать знание источников и умение работать с ними. В курсовой работе, как и в реферате, важно углубленное изучение какого-либо вопроса, рассмотрение его с разных точек зрения, отражение научной полемики по нему.
В структуру курсовой работы должны включаться следующие части: введение, основное содержание и заключение. В конце работы приводится список фактически использованной литературы.
Во введении автор должен обосновать актуальность избранной проблемы, выявить степень ее разработанности и сформулировать основные задачи, которые будут решаться в работе.
В основной части работы излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 3-4 вопроса, всесторонне раскрывающих тему курсовой. Увеличивать число вопросов не следует, так как это приведет к их поверхностному изложению или значительному превышению объема курсовой работы.
Материал надлежит излагать последовательно, логично, доказательно. В тексте работы один вопрос от другого необходимо отделять, давая им подзаголовки, чтобы было ясно видно, где начинается и где заканчивается их освещение. Однако это не должно нарушать связи между вопросами. Излагать их следует так, чтобы один вопрос вытекал из другого. Все вопросы этой части работы должны быть раскрыты достаточно полно.
Заключение должно представлять собой обобщение изложенного материала, формулировку выводов и обоснованных предложений, вытекающих из содержания курсовой работы.
Далее могут приводиться приложения, состоящие из схем, диаграмм, графиков и таблиц, которые в силу их многообразия либо громоздкости нецелесообразно помещать непосредственно в тексте работы.
В конце курсовой работы приводится список использованной литературы, составленный в соответствии с правилами библиографии и в определенной последовательности.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно пользуется ссылками, использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, увязывает анализируемые теоретические положения с практической действительностью.
Поэтому при написании курсовой работы для полного и правильного раскрытия содержания выбранной темы студенту необходимо (в зависимости от дисциплины, по которой пишется курсовая работа):
а) изучить научные работы по данной проблеме, опубликованные видными российскими и зарубежными учеными;
б) знать законы, постановления Правительства и указы Президента Российской Федерации по проблемам, имеющим отношение к теме курсовой;
в) ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической печати и статистических сборниках;
г) изучить статьи по избранной теме в отраслевых и специальных научных журналах.
Очень важно, чтобы текст работы был написан простым языком, чтобы основные положения работы были правильно и четко сформулированы. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свое мнение в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений, играют большую роль. Следует соблюдать общепринятое единообразие в применении терминов, условных обозначений и сокращений слов, мер веса и длины. Другие сокращения не допускаются.
Как показывает практика, часть курсовых работ оценивается неудовлетворительно из-за серьезных языковых погрешностей, приводящих нередко к искажению содержания вопросов и смысловым ошибкам. Чтобы не было стилистических и других недочетов изложения, рекомендуется использовать современные издания словарей русского языка В. Даля, С. Ожегова, словари специальных терминов и иностранных слов, отраслевые и общие энциклопедии.
Студенты выполняют курсовую работу под руководством преподавателя. Выполненная работа сдается для проверки.
Если работа соответствует предъявляемым требованиям, преподаватель оценивает ее положительно и в письменной форме в виде рецензии сообщает об этом студенту. Работа допускается к защите, и задача студента - защитить ее положительно.
Неудовлетворительно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в рецензии. Повторно выполненная работа сдается вместе с первым вариантом курсовой работы и рецензией на нее.

КАК САМОМУ ГРАМОТНО НАПИСАТЬ ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА - итоговая работа, оценивающая знания студента за весь пройденный курс. Очень важно грамотно подойти к ее написанию. Как правило, дипломная работа представляет собой самостоятельное исследование актуального вопроса в избранной области. Дипломная работа имеет целью проверку специальных теоретических знаний и практических навыков студента. Дипломная работа может быть подготовлена на основе уже имеющихся рефератов и курсовых.
Подготовку дипломной работы следует начинать со знакомства с примерной тематикой дипломных работ и определением темы будущей дипломной работы.
Только полностью изучив отобранную по данной теме литературу, уточнив план курсовой работы, можно приступить к изложению вопросов темы. Источником получения информации о литературе и других источниках по избранной теме служат: список литературы, имеющийся: в программе курса, в методических рекомендациях по подготовке к семинарским занятиям, в методических рекомендациях по подготовке и оформлению курсовой работы по выбранной дисциплине; специальных научных исследованиях, периодических изданиях. Далее необходимо внимательно изучить методические указания, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к выпускным квалификационным работам.
Следующим этапом в работе является составление плана. Составленный план работы должен быть обязательно согласован с научным руководителем.
Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.
Введение должно содержать оценку целесообразности темы выпускной работы, ее взаимосвязь с современными проблемами. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами. Во введении формулируются цель и задачи исследования, указываются объект, предмет, методика и методология исследования, обосновывается структура работы.
Основная часть отражает итоги теоретической и практической работы студента, проведенной по избранной теме, содержит результаты исследования, выводы и конкретные предложения по проблеме. Основная часть выпускной работы делится на главы. Главы основной части могут делиться на пункты и подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам исследования. Здесь должны быть подведены итоги теоретической и практической разработки темы выпускной квалификационной работы, сделаны выводы по решению поставленных во введении задач и сформулированы предложения и рекомендации по дальнейшему применению полученных результатов.
Список должен содержать перечень источников и литературы, использованных при выполнении дипломной работы. Построение библиографического списка в выпускной работе необходимо оформлять систематически по видам изданий.
Приложение оформляют как продолжение дипломной работы на ее последующих страницах, их располагают в порядке появления на них ссылок в тексте работы. В приложения рекомендуется включать материалы которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть работы.
Во всем остальном нужно придерживаться рекомендаций по написанию реферата.
Запомните, для получения высокой оценки за любую студенческую работу необходимо соблюдать следующие нехитрые правила:
1. В момент получения (выбора) темы работы, лучше всего подойти к преподавателю и задать ему несколько вопросов по работе – это привлечет его внимание к Вам с положительной стороны (не в коем случае не задавайте глупых вопросов).
2. Когда будет готов план работы, лучше всего его показать преподавателю. Так как после корректировки плана работы преподавателем Ваш шанс на удачную сдачу работы увеличивается до 99%.
3. При написании работы Вы обязательно должны представлять, что именно хочет получить от Вас преподаватель в виде Вашей работы. Работу нужно всегда писать так, как хочет преподаватель, даже если это расходится с логикой и здравым смыслом. Если же Вы пойдете против «воли» преподавателя, Ваши шансы на получение высокой оценки будут равны 50% / 50% и потребуют от Вас очень высоких знаний по предмету и особенно по изучаемой теме – что позволит спорить с преподавателем (но так делать я не советую – бессмысленно!).
4. Работу необходимо сдавать четко и чисто распечатанную (лучше всего на лазерном принтере), аккуратно сброшюрованную и обязательно с титульным листом. Не нужно забывать пословицу о том, что «встречают по одежке…». Но работа должна быть так же и грамотно написана – «…а провожают по уму!».
Если Вы воспользуетесь приведенными выше нами советами, то 100% успех Вам гарантирован!